Сайт портала PolitHelp

ПОЛНОТЕКСТОВОЙ АРХИВ ЖУРНАЛА "ПОЛИС"

Ссылка на основной сайт, ссылка на форум сайта
POLITHELP: [ Все материалы ] [ Политология ] [ Прикладная политология ] [ Политистория России ] [ Политистория зарубежная ] [ История политучений ] [ Политическая философия ] [ Политрегионолистика ] [ Политическая культура ] [ Политконфликтология ] [ МПиМО ] [ Геополитика ] [ Международное право ] [ Партология ] [ Муниципальное право ] [ Социология ] [ Культурология ] [ Экономика ] [ Педагогика ] [ КСЕ ]
АРХИВ ПОЛИСА: [ Содержание ] [ 1991 ] [ 1992 ] [ 1993 ] [ 1994 ] [ 1995 ] [ 1996 ] [ 1997 ] [ 1998 ] [ 1999 ] [ 2000 ] [ 2001 ] [ 2002 ] [ 2003 ] [ 2006. №1 ]
Яндекс цитирования Озон

ВНИМАНИЕ! Все материалы, представленные на этом ресурсе, размещены только с целью ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права на размещенные материалы принадлежат их законным правообладателям. Копирование, сохранение, печать, передача и пр. действия с представленными материалами ЗАПРЕЩЕНЫ! . По всем вопросам обращаться на форум.



Полис ; 01.08.1991 ; 4 ;

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРЕТИКИ О ФАШИЗМЕ: ОЗАРЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ

Леонид Люкс (ФРГ)

* Окончание Начало в № 2

ТЕОРИИ ЗАГОВОРА

В своей все упрощающей идеологии Гитлер отождествляет как западных «плутократов», так и большевиков с орудиями «мирового еврейства». Большевики считали эту теорию настолько бредовой, что серьезная полемика с ней казалась им излишней. При этом они не замечали, что гитлеровская теория о «всесильном мировом еврействе» имеет определенное сходство с коммунистической теорией о «всемогущем финансовом капитале». Коммунисты считали так называемый «финансовый капитал» единственным режиссером политического развития внутри капиталистического мира в эпоху «империализма». Согласно представлениям коммунистов, «финансовый капитал» в своих засекреченных центрах, недоступных для глаз общественности, разрабатывал планы, обеспечивающие ему мировое господство и победу над единственным настоящим противником — коммунизмом. Благодаря усиленному занятию разоблачением секретных планов незримого врага, коммунисты зачастую теряли из виду вполне зримого и потому куда более опасного противника. Носители теорий заговора считают себя единственными реалистами, ибо только они знают подлинную причину всех политических событий в мире. Анализ политических процессов без учета их теорий они считают наивным, полагая, что такой анализ обнаруживает лишь марионеток тайных сил, действующих в собственных интересах. Аргументы и факты не в состоянии вывести из строя теорию заговора, она обладает внутренней логикой, а чрезвычайная убежденность ее сторонников способна вывести из равновесия и привести в смятение любых ее противников. Время от времени адептам этой теории удается поднять выстроенную ими систему аргументов до уровня основы, на которой ведется политическая полемика целой эпохи.

Тенденция к подобной оценке власти «финансового капитала» была присуща Коминтерну уже в период с 1921 по 1928 гг., правоэкстремистские массовые движения часто характеризовались как простой инструмент «монополистического капитала», но в целом преобладало реалистическое признание собственной внутренней динамики этих движений. Победа Сталина в руководстве большевистской партии и Коминтерна выразилась также и в том, что тезис о власти «финансового капитала» превратился в разновидность теории заговора. Так, к примеру, немецкий коммунист Йозеф Ленц называет фашистскую диктатуру «одной из форм диктатуры финансового капитала, которая... соответствует потребностям финансового капитала в исключительном овладении государством и экономикой... во времена больших социальных кризисов... » Для другого коммунистического идеолога, Мартынова, «монополистическая буржуазия... несомненно являлась основным режиссером» всех процессов, происходящих в капиталистических странах.

Многие исследователи убеждены, что в личности Сталина присутствовали параноидальные черты. Возможно, особая склонность Сталина к развитию теорий заговора, по крайней мере отчасти, объясняется своего рода манией преследования. Сходные выводы историки и психологи делали и в отношении теорий заговора Гитлера. Заслуживает внимания и другая параллель между этими двумя личностями, на которую указывает Роберт Такер: и у Сталина, и у Гитлера параноидальные черты были связаны с беспрецедентными политическими способностями. Конрад Хейден сказал о Гитлере, что тот знал своих противников лучше, чем они сами знали себя, ибо он за ними внимательно наблюдал. Использование чужих слабостей было его жизненной стихией. Эти слова Хейдена можно употребить и по отношению к Сталину. Как Сталин, так и Гитлер знали, какие границы их политические противники не в состоянии переступить, и бесстыдно злоупотребляли моральными табу своих оппонентов. Оба они далеко превосходили своих оппонентов в искусстве подтасовок и в способности создавать двусмысленные ситуации с целью поставить противника в противоречие с самим собой. Зигмунд Нойман считает самым действенным тайным оружием тоталитарных властителей их способность создавать амбивалентные и двусмысленные ситуации, выбивающие противника из колеи. Обостренному видению слабостей своего противника, присущему как Сталину, так и Гитлеру, соответствовала их чрезвычайная слепота по отношению к собственной патологии и мнительности.

Теории заговора, придававшие разрушительный характер и сталинской, и гитлеровской политике, можно привести как наиболее яркий пример патологического мировоззрения обоих диктаторов. Склонность Сталина к теории заговора оказала крайне отрицательное воздействие на познавательную ценность коминтерновской теории фашизма. Политическая действительность в коминтерновских дискуссиях о фашизме 1929—1933 гг. была искажена до такой степени, что даже после тактического поворота в политике в 1934 г. его теоретикам за редкими исключениями не удавалось вновь достичь наглядности и той близости к реальности, которые были характерны для дискуссии о фашизме в период с 1921 по 1928 годы.

НЕДООЦЕНКА ЕВРОПЕЙСКОГО ПЕССИМИЗМА

Европейский пессимизм, выражавшийся в вере в «закат Европы», превратился после первой мировой войны в чрезвычайно распространенное явление. В нем коренится одна из причин большой популярности правоэкстремистских массовых движений, которые со сверхчеловеческим напряжением воли пытались предотвратить этот «закат». Коммунисты не поняли европейского пессимизма, они считали его явлением, присущим одной лишь буржуазии. Эти предчувствия гибели, по их мнению, были подтверждением коммунистических предсказаний близкого краха капиталистической системы. Троцкий утверждал в декабре 1922 г., что модная на Западе философия Освальда Шпенглера — верное классовое предчувствие буржуазии, не замечающей, однако, пролетариата, который должен ее заменить. Радек также считал европейский пессимизм чисто буржуазным феноменом. Теоретики Коминтерна закрывали глаза на то, что европейский пролетариат был охвачен пессимизмом почти в такой же мере, как и все другие слои общества. Ошибочная оценка европейского пессимизма большевистской идеологией коренилась как в марксистской, так и в национально-русской традиции. Маркс развивал свои идеи в то время, когда в Европе преобладал позитивистский оптимизм и вера в прогресс. Когда на рубеже веков по всей Европе распространились пессимистические настроения, марксизм давно уже был законченной системой, на которую не могли повлиять более поздние идейные течения.

Глубокая научная революция начала XX в. привела к пересмотру позитивистской веры в незыблемость материального мира и законов природы, однако она никак не затронула марксизм.

Новые идеи не оказали влияния на марксизм как систему, однако многие марксисты испытали на себе их сильное воздействие. Позволив себе увлечься теориями Ницше, Бергсона, Эйнштейна, Достоевского, Соловьева, они, после безуспешных попыток соединить идеи этих мыслителей с марксистской системой, вынуждены были дистанцироваться от марксизма. Так, Муссолини гордился тем, что он, будучи социалистом, никогда не был позитивистом и считал своей большой заслугой, что ему удалось «заразить итальянское рабочее движение учением Бергсона, примешав к нему много Бланки». Эволюцию противоположного характера пережила группа бывших русских марксистов: Семен Франк, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Петр Струве и другие. Не благоговение перед насилием, а христианство стало ядром их философских систем после того, как они порвали с марксизмом.

На Ленина мировоззренческие сомнения многих марксистов начала века не оказали никакого воздействия, и он беспощадно боролся с этими сомнениями внутри большевистской партии. Николай Валентинов, бывший большевик, сообщает о том, как в 1904 г. Ленин резко спорил с теми большевиками, которые хотели бы обогатить марксизм новыми философскими идеями: социал-демократическая партия — это не семинар, в котором ведутся споры о разного рода новых теориях, она является боевой организацией с конкретной программой и ясной иерархией идей; вступление в эту организацию влечет за собой безусловное их признание; исправлять Маркса недопустимо, марксизм можно развивать только в том направлении, которое указал сам Маркс. Ленин сохранил свою верность наивному материалистическому оптимизму XIX в., так и не поняв по существу новые вопросы и проблемы, которыми европейская культура мучилась в XX в. Федор Степун пишет, что Ленин был очень консервативен в вопросах культуры, и утверждает далее: но будь Ленин революционером в сфере духа, он, скорее всего, был бы неспособен осуществить свою политическую революцию. Это отношение Ленина к новым духовным течениям эпохи унаследовали большевики. Марксистско-ленинское наследие чрезвычайно затруднило теоретикам Коминтерна анализ причин европейского пессимизма, на котором лежит доля вины за успехи правого экстремизма.

Другие причины ошибочной оценки большевистской идеологией европейского пессимизма коренятся в специфике русского исторического развития. К началу XX в. Россия была промышленно неразвитой полуаграрной страной, нуждавшейся в технологическом прогрессе. На Западе, наоборот, урбанизация и индустриализация достигли такого уровня, что там начали появляться сомнения в положительном содержании этого процесса. Сущность западного кризиса модернизации для большевиков осталась непостижимой. Они исходили из российских условий и считали, что чем больше будет производиться промышленных товаров, тем ближе общество будет к решению всех своих проблем. То, что именно в самой крупной промышленной стране Европы к власти может прийти движение, отвергающее процесс модернизации и мечтающее об «аграрной стране Германии», большевики не могли понять ни при каких обстоятельствах. Любую критику научно-рационального и материалистического мировоззрения большевики считали пережитком мрачных суеверных эпох, давно преодоленных современной цивилизацией. Свою веру в науку они полагали последним словом европейской культуры. Такое некритическое преклонение перед наукой Грамши комментировал следующим образом: «Научный прогресс породил веру в нового мессию, который сможет создать на этой земле рай для дураков... Так как от науки ожидают слишком многого, то ее понимают как колдовство высокого порядка». Атеистическая и материалистическая пропаганда большевиков, связанная с преследованием православной церкви, достигла среди широких масс русского населения заметных успехов. Популяризация «чудес» науки и техники была призвана заменить веру в религиозные чудеса. Вера в науку и на самом деле приобрела в большевистской России почти религиозный характер. В 1930 г. Федотов писал, что Россия переживает период наивного просвещения. Материализм приобрел характер новой веры.

На Западе в те же годы господствующей стала иная точка зрения — веру в науку считали пережитком. Великие технические достижения Советского Союза мало импонировали Западу, так как там, как справедливо говорит Конрад Хейден, подобные успехи были достигнуты давным-давно. Разрушения первой мировой войны, масштаб которых отчасти был обусловлен научно-технологическими достижениями последних десятилетий, открыл глаза многим европейцам на негативные аспекты технического прогресса. В этой войне с особой силой проявились иррациональные черты человеческой натуры и это никак не укрепило большевистский тезис о рациональном планировании процесса общественного развития. После мировой войны массы должны были бы понять, что в обществе царят слепые и иррациональные силы, по отношению к которым человек беспомощен, — писал Друкер. Итальянские фашисты и немецкие национал-социалисты, которые восхищались иррациональным в человеке и объявили борьбу просветительско-позитивистской традиции, сумели лучше коммунистов использовать европейский кризис, возникший после окончания первой мировой войны. Но все же право-экстремистские течения сами были лишь симптомом кризиса, и все их попытки найти выход с помощью волюнтаристских методов только еще больше его углубляли. Одним только насилием и активностью невозможно было возродить европейское государство, — пишет Герман Геллер в своей книге «Европа и фашизм». Фашизм смог лишь противопоставить безвольной норме, лишенную всякой нормы волю.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФАШИЗМОМ И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМОМ

Анализ итальянского фашизма, сделанный теоретиками Коминтерна в 1921 —1928 гг., был в тот период одной из самых интересных интерпретаций этого нового феномена. В то же время в анализе немецкого национал-социализма никогда не были достигнуты подобные результаты. Даже Троцкий, который в 30-е годы изучал национал-социализм независимо от подчинившегося Сталину Коминтерна, не заметил многие специфические особенности, принципиально отличавшие нацизм от итальянского фашизма. Ошибочная оценка национал-социализма большевиками не может быть сведена только лишь к влиянию Сталина на дискуссии о фашизме в рамках Коминтерна. Были и другие причины, с одной стороны, облегчавшие большевикам понимание итальянского фашизма, с другой — затруднявшие проникновение в своеобразие национал-социализма. Несмотря на все различия итальянский фашизм как политическое явление был гораздо ближе большевизму, чем национал-социализм. Благодаря своему марксистскому прошлому Муссолини был для большевиков ближе и понятнее, чем Гитлер. Перед началом первой мировой войны как Ленин, так и Муссолини принадлежали к радикальному крылу марксистского движения. Оба были нетерпеливыми революционерами, оба старались ускорить революционный процесс усилиями малочисленной элиты профессиональных революционеров. Из-за своего волюнтаризма Муссолини постепенно оказался вне рамок марксизма, Ленин же, наоборот, несмотря на свою радикально-волюнтаристскую ревизию марксизма, остался ортодоксальным марксистом. Уже упомянутое отсутствие интереса к новым идейным течениям в Европе и концентрация главным образом на тактических проблемах революционного захвата власти облегчили Ленину возможность остаться ортодоксальным марксистом; по крайней мере сам от верил, что является таковым. Муссолини, став фашистом, не сжег мосты к своему марксистскому прошлому. В парламентской речи от 1 декабря 1921 г. он даже говорил о духовном родстве между фашистами и коммунистами. Он не исключал возможного сотрудничества между обеими партиями в борьбе с существующим в Италии правительством. Невозможно представить, чтобы Гитлер выступил с такими примирительными заявлениями по отношению к марксистам. Тот факт, что национал-социализм, в отличие от итальянского фашизма, возник не в рамках социалистического рабочего движения, Александр Шифрин считает решающим для фундаментальных отличий между обеими правоэкстремистскими группировками. В фервале 1931 г. Шифрин писал: «Развитие итальянского фашизма заключалось в контрреволюционизации демократического по своему происхождению движения; это означало его глубокое внутреннее перерождение. Новейшее развитие национал-социализма проходит под знаком демократизации этого штурмового отряда контрреволюции в смысле расширения его социальной базы; для этого он нуждается лишь в некотором изменении методов. Его фундаментальное политическое и идеологическое содержание остается неизменным».

Но не только марксистское прошлое Муссолини говорит об определенном родстве большевизма с итальянским фашизмом. По своей экономической и социальной структуре Италия занимала промежуточное положение между Россией и Германией. Большая разница между севером и югом Италии в уровне промышленного развития явилась причиной того, что Италия переживала в одно и то же время два противоположных процесса. С одной стороны, кризис модернизации и кризис либерализма со всеми его последствиями в виде культурного пессимизма; с другой — стремление к модернизации страны. Итальянский фашизм объединил в себе обе эти тенденции. Его отношение к модернизации можно охарактеризовать как промежуточную позицию между национал-социалистами и большевиками. Фашизм был более уверен в себе, чем национал-социализм, но содержал и элементы культурного пессимизма, не свойственные большевизму. Эта дихотомия, присущая итальянскому фашизму, упускается из виду некоторыми представителями теории модернизации. Так, например, полемика между Генри А. Тернером и Джеймсом Грегором в «Уорлд политике» (1972 и 1974 гг. ) была вызвана непониманием двойственного характера итальянского фашизма. Тернер полагает, что итальянский фашизм, как и германский национал-социализм, воплощает в себе протест против модернизма. Со своей стороны Грегор понимает итальянский фашизм исключительно как движение за ускорение процесса модернизации Италии. Грегор недооценивает те аспекты итальянского фашизма, которые следует понимать исключительно как протест против модернизма. Тернер, наоборот, переносит почти без изменений предельный страх национал-социалистов перед декадансом и последствиями модернизации на итальянских фашистов. Едва ли можно считать случайностью, что и большевистская революция, и фашистский переворот были восторженно встречены художественным течением, полностью отдавшим себя модернизму — футуризмом.

Круг идей, из которого вышла идеология национал-социализма, был гораздо менее близок большевикам, чем идеологическая база итальянского фашизма. По этой причине большевикам было нелегко правильно оценить опасность национал-социализма, намного превосходившую опасность итальянского фашизма. Помимо уже неоднократно упоминавшегося страха перед декадансом, коммунисты не сумели правильно оценить и другой, чрезвычайно важный компонент национал-социалистического мировоззрения — антисемитизм. Большевики понимали опасность антисемитизма, им приходилось довольно часто, как до революции, так и после нее, подвергать острой критике антиеврейские выпады и предрассудки. Однако опыт, накопленный большевиками в отношении русского антисемитизма, не мог способствовать пониманию ими сущности национал-социалистической идеологии. Еврейские погромы в дореволюционной России и дискриминационные меры царского правительства в отношении евреев не давали никаких критериев для оценки антисемитизма, характерного для НСРДП и национал-социалистического государства. Антисемитизм был приоритетной и неотъемлемой частью национал-социалистической доктрины, в то время как в царской России он, напротив, выступал в конечном счете как маргинальное явление. Большевики полагали, что антиеврейская пропаганда или антиеврейские выпады, например, погромы в дореволюционной России, в конечном счете служат для отвлечения масс от других, гораздо более значительных социальных проблем. Большевистские идеологи скептически относились к словам Гитлера о том, что он видит свою важнейшую миссию в уничтожении мирового еврейства. В апреле 1933 г. один коммунистический автор писал в «Рундшау»: «... вся эта болтовня об этническом обновлении» Германии и об ее «очищении от еврейских элементов» никем не принимается всерьез, если не считать маленький слой сумасшедших школьных учителей и фанатиков-расистов... » Так коммунисты проглядели самый значительный идеологический компонент национал-социализма, придавший ему беспрецедентную динамику.

Основным мотивом действий национал-социалистических вождей большевики считали защиту капиталистического строя, реально оказавшегося под угрозой, а не борьбу с воображаемой, несуществующей в действительности еврейской опасностью. Большевики проявили здесь непонимание той силы, которой могут обладать в истории фикции и патологические извращения реального положения вещей. От внимания коммунистов ускользнул и тот факт, что они в лице национал-социалистов, и прежде всего в их вожде, приобрели противников, которые, в отличие от итальянских фашистов, были намерены буквально осуществить то, что они обещали. Присущая Муссолини воля к власти и преклонение перед насилием были зачастую чистой риторикой. В действительности он был готов к компромиссам, слепой фанатизм Гитлера был ему чужд. Несмотря на свою манию величия, итальянский фашизм не начал мировую революцию, писал Зигмунд Нойман. Это сделал только национал-социализм.

Недооценка оригинальности, равно как и радикальности национал-социалистического мировоззрения затруднила коммунистам понимание существенных различий между итальянским фашизмом и национал-социализмом. Уже в 1922 г. теоретики Коминтерна характеризовали итальянскую фашистскую партию как «буржуазную партию нового типа», которая существенно отличается от других, уже. существующих «буржуазных партий». Гораздо труднее далось им понимание того, что НСРДП развивалась как «фашистская партия нового типа», которая отличалась от итальянского фашизма не менее радикально, чем последний, со своей стороны, отличался от традиционных буржуазных партий.

ГОСУДАРСТВО — ПАРТИЯ — ВОЖДЬ В ПРАВОЭКСТРЕМИСТСКИХ РЕЖИМАХ И В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ

Государственный и военный аппарат большевиков с момента возникновения советского государства находился под контролем партийного руководства. Процесс принятия решений протекал исключительно в рамках партийного руководства, и большевистская партия осталась единственным учреждением Советской России, обладавшим всеми качествами самостоятельного общественного института с собственной динамикой и внутренними закономерностями. В своей книге «Происхождение партократии» Авторханов пишет, что большевистская партия является не просто единственной правящей партией, и не государством в государстве, а сама по себе представляет государство — «государство нового типа». Вполне вероятно, что коммунистическое государство могло бы функционировать без своего официального государственного аппарата, но существовать без своего партийного аппарата оно не может. Столь однозначное распределение власти не было присуще фашистским и национал-социалистическим странам. Это обстоятельство не было в достаточной мере осознано многими теоретиками Коминтерна. В своем анализе процессов принятия политических решений в рамках правоэкстремистских режимов они часто говорили о слиянии руководства правоэкстремистских партий и традиционного государственного аппарата. Тем самым они переносили советскую модель, в которой лишь одна политическая сила определяла процесс принятия решений, на правоэкстремистские режимы Сложность взаимоотношений между партией и государством в фашистской Италии и в национал-социалистической Германии не изучалась подробно руководством Коминтерна. Концепция «двойного государства», развитая Эрнстом Френкелем, до последнего времени не находила отклика у коммунистов, изучающих фашизм. Многие теоретики Коминтерна оставили без внимания долго сохранявшуюся напряженность между партией и государственным аппаратом в Италии и Германии.

Недостаточно учитывалась теоретиками Коминтерна и роль вождя, который в правоэкстремистских партиях имел совсем иное значение, чем в большевистской партии. Конкуренция между госаппаратом и партией, как известно, придавала вождю правоэкстремистских движений роль третейского судьи Правоэкстремистский волюнтаристский режим и нормативное правовое государство существовали параллельно. Примирение между этими двумя противоположными системами не могло установиться стихийно, они не могли сотрудничать друг с другом, так как каждая из этих систем отрицала другую. Этим и объясняется необычайно важная роль вождя, в котором оба противостоящих друг другу аппарата видели прежде всего посредника, ему отдавали часть своей самостоятельности и партия, и государственный аппарат. Вождистские притязания Муссолини и Гитлера были с такой готовностью восприняты многочисленными группировками и институтами в Италии и Германии также и потому, что оба диктатора воспользовались тягой многих итальянцев и немцев к «цезарю», возникшей уже на рубеже веков. Харизматические вожди, приход которых некоторые великие европейские мыслители предсказали иногда с озабоченностью, а иногда с большими надеждами уже в XIX — начале XX вв., должны заменить власть безличных организаций. Сложные общественные институты угрожали человеку и своей явной неспособностью преодолевать кризисы — отсюда вырастало желание поднять ценность личности в политике, страстное стремление к харизматическому вождю. Эта тяга, в соединении с твердым убеждением Муссолини и Гитлера, что они и есть «цезари», которых Европа так долго ждала, проложили обоим путь к власти. Оба обещали восстановить первоначальный личностный характер политики. Наконец-то править опять будут герои, а не доктрины, классы или безликие институты, заявляли они, возбуждая тем самым новые надежды как среди интеллигенции, так и среди широких масс населения. Цезаристская идея имеет в западноевропейской истории давнюю традицию. Уже Макиавелли мечтал о таком вожде, который благодаря собственным заслугам и героизму освободит Италию от прогнивших традиционных учреждений и объединит страну. Образцом для «цезаря» Макиавелли, служили итальянские кондотьеры эпохи Ренессанса. Они возникали из полной безвестности, всем были обязаны только самим себе и благодаря своим незаурядным личным качествам достигали славы и власти. Они устраняли старые династии и институты и осуществляли в подчиненных своей власти княжествах коренные изменения. Позже этот же принцип, но в гораздо большем измерении воплощал Наполеон.

Большевикам были непонятны причины популярности на Западе «цезаристской» идеологии, ибо в русской традиции нет предпосылок для ее возникновения. Автономия безличных социальных и политических институтов, автономия безличных правовых норм в России как до, так и после революции существовала лишь в самых скромных размерах. По этой причине мечты о «цезаре», который бы устранил либеральное государство без «субстанции» и «чести», в России не находили отклика. «Цезаристские» образы практически не возникали в русской истории. Правда, в России были цари, осуществлявшие в русском обществе не менее глубокие преобразования, чем «цезари» в западном. Но при этом имеются в виду этатистские революции сверху, которые задумывались и осуществлялись законными властителями России. Обожествление царей низшими слоями русского народа тоже имело мало общего с восхищением «цезаристскими» личностями в европейских обществах. Царя почитали не на основе его личных заслуг или качеств, а, главным образом, из-за функций, которые он выполнял. В нем усматривали стража православной веры и естественную верхушку религиозно обусловленного политического строя.

В истории большевизма, равно как и в истории России, цезаристская идея не играла сколько-нибудь заметной роли. Большевистская партия, в противоположность правоэкстремистским партиям, ни до, ни после захвата власти не являлась партией вождя. Партийная дисциплина и беспрекословное повиновение ни в коем случае не были идентичны. Многие важные решения принимались после жарких дискуссий внутри партийного руководства. В 1936 г. Троцкий писал, что вся история большевистской партии — это история фракционной борьбы. Руководящий слой большевиков был своего рода олигархией, которая требовала от партийных масс дисциплины и повиновения, но за собой оставляла право на критику. Превратить эту партийную элиту в послушный инструмент вождя оказалось нелегким делом. В отличие от Гитлера и Муссолини, Сталин для утверждения принципа вождизма в собственной партии должен был физически уничтожить большую часть партийного руководства. Сопротивление партийной элиты против неограниченной личной диктатуры, которую Сталин хотел установить после разгрома «правой» оппозиции в 1929 г., было чрезвычайно велико. В период с 1930 по 1933 г. Сталин столкнулся с целым рядом группировок внутри партии, которые планировали его насильственное свержение с целью спасти самостоятельность партии. Авторханов писал, что в 1930—1933 гг. партия находилась при смерти, но это не была естественная смерть. Партия непрерывно оказывала сопротивление. Едва Сталин успевал устранить одну оппозицию, как тут же возникала следующая.

Большевики, боровшиеся против установления неограниченной личной власти Сталина в партии, были последними представителями нонконформистской, антиавторитарной традиции русской интеллигенции. Поэтому для них любая насильственная власть, выступавшая под лозунгом неприкосновенности собственного авторитета, была неприемлема. В 1936 г. Бухарин говорил: Сталин понял, что старые большевики никогда не смирятся с его диктатурой. Они выросли в атмосфере борьбы и сопротивления, они были насквозь пронизаны духом нонконформизма и критики. Сталин считал эти качества деструктивными. Поэтому он принял смелое решение: если старое поколение большевиков, из которого рекрутировалась советская правящая элита, не пригодно для «конструктивной» работы, оно должно быть устранено и заменено новой элитой. Для того, чтобы претворить в жизнь свои воззрения, Сталин, вынужден был опираться на новое поколение членов партии, которое имело мало точек соприкосновения с традициями революционной русской интеллигенции. Об этом справедливо писал Бухарин. Новое поколение большевиков рекрутировалось из слоев, не имевших сколько-нибудь значительного политического опыта, им была чужда критическая позиция и недоверие старых большевиков по отношению к любой единоличной власти. Когда Сталин натравливал большевистских функционеров среднего звена на космополитически и всесторонне образованных старых большевиков, он брал на вооружение идеал равенства, популярный в русской традиции. «Мы не хотим иметь в партии дворян», — провозгласил Сталин, и этот призыв встретил заметный отклик в партийных массах. Уничтожение независимости партии явилось следствием этого восстания партийных масс против элиты. Такого рода восстание могло пойти на пользу лишь деспоту. Свою диктатуру Сталин мог установить только с помощью группировок, не подготовленных к политическому мышлению и к политической ответственности.

В Италии и Германии при установлении фашистской и национал-социалистической диктатуры были в наличии совершенно другие внешние условия. Те группировки, которые отказались от собственной ответственности в пользу диктаторской власти, были далеко не столь неопытны в политическом отношении, как большевистские партийные массы, проложившие путь диктатуре Сталина. В Италии и Германии речь шла скорее об усталости определенных политических группировок и политических партий, которые слишком долго несли на себе политическую ответственность. Она им, можно сказать, просто надоела. Принципиально разные предпосылки для возникновения однопартийной диктатуры и тоталитарной системы в России, в Италии и Германии остались вне поля зрения многих представителей теории тоталитаризма. Эти исследователи говорят о сущностном единстве большевистской, сталинистской диктатуры с фашистским и национал-социалистским режимом, не отдавая себе в достаточной степени отчета в том, что в основе тоталитарной системы на Западе лежал кризис парламентской демократии, а в России — недостаток демократического опыта. Различия в происхождении тоталитаризма в России и на Западе определили и различия в характере тоталитарных систем в их зрелой стадии. Большинство старых большевиков, которые долгие годы боролись против личной диктатуры Сталина в партии, не способны были понять движущие причины итальянских и немецких политических группировок, мечтавших о «цезаре» и стремившихся добровольно подчиниться принципу вождизма. То есть, они не могли понять суть той силы, которая толкала сторонников Муссолини и Гитлера к безоговорочному подчинению и которая парализовала сопротивление противников обоих диктаторов. Для этих большевистских теоретиков Муссолини и Гитлер были полуобразованными «мелкобуржуазными мятежниками», а не «цезарями». И все-таки миллионы итальянцев и немцев из всех социальных слоев искренне верили в цезаристскую миссию Муссолини и Гитлера. Эта вера, непонятная для многих теоретиков Коминтерна, стала одним из важнейших оснований, на котором основывалась власть обоих диктаторов. Алан Дж. Тэйлор сказал по этому поводу: «Муссолини и Гитлер верили только в самих себя. Они были восхищены самими собой. Люди, которые поверили в них как в сверхлюдей, тем самым их заслужили».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При сравнительном анализе развития России и Западной Европы в начале XX в. бросается в глаза тот факт, что обе эти части континента жили тогда в разных эпохах. Коммунистические теоретики не смогли должным образом учесть эту разновременность, что оказало влияние на их полемику с правым экстремизмом. Некоторые процессы наступили на Западе намного раньше, чем в России, например, кризис модернизации. К началу XX в. в России были почти неизвестны проблемы, порожденные быстрым отрывом от корней больших масс населения, и поэтому большевики были не в состоянии понять правоэкстремистское преклонение перед собственным прошлым. Целью большевиков был как можно более радикальный разрыв с русской традицией, в которой они видели главным образом угнетение и отсталость. Большевистские идеологи были глубоко убеждены в том, что индустриализация и модернизация отвечают интересам непривилегированных масс; протест европейских масс против этих процессов истолковывался в Москве как знак отсталости и неудовлетворительной просветительской работы. И лишь после великих потрясений индустриализации и коллективизации Россия постепенно стала сталкиваться с проблемами, которые волновали западные общества уже на рубеже веков и создали питательную почву для прихода к власти правых экстремистов. Ностальгическое восхваление русской традиции и тоска по потерянным корням охватывали все более широкие слои русского населения. Однако ответ на весьма интересный вопрос о последствиях кризиса модернизации для сегодняшней России выходит за рамки данной работы.

Наряду с таким явлением, как кризис модернизации, возникшим в России с опозданием, были и другие, которые Россия предвосхитила и которые позже приобрели важное значение также и для Запада. Так, например, Россия с удивительной наглядностью, как никакая другая страна, продемонстрировала последствия такого явления, как радикальнейшая конфронтация интеллектуальной элиты страны с существующей системой (самодержавием), — этот процесс шел рука об руку с преклонением перед идеалом всеобщего равенства. Синтез хилиастических планов русской интеллигенции с целями марксизма привел к возникновению большевистской партии профессиональных революционеров, у которой на Западе не было аналога. Создание Лениным этой партии для мировой истории имело не меньшее значение, чем наметившийся к этому же времени на Западе кризис модернизации. После 1917 г. большевики попытались завоевать мир и для идеала русской интеллигенции — всеобщего равенства, и для марксистского идеала — пролетарской революции. Однако оба эти идеала не нашли в «капиталистической Европе» межвоенного периода того отклика, на который рассчитывали коммунисты. Европейские массы, прежде всего в Италии и Германии, оказались втянутыми в движения противоположного характера, рассматривавшие идеал равенства как знак декаданса и утверждавшие непреодолимость неравенства рас и наций. Восхваление неравенства и иерархического принципа правыми экстремистами было связано, прежде всего у национал-социалистов, с разрушительным стремлением к порабощению или уничтожению тех людей и наций, которые находились на более низких ступенях выстроенной ими иерархии. Вытекавшая отсюда политика уничтожения, проводившаяся правыми экстремистами, и в первую очередь национал-социалистами, довела до абсурда как идею национального эгоизма, так и иерархический принцип. По крайней мере в Средней и Западной Европе эти идеалы были дискредитированы.

Большинство теоретиков Коминтерна считали отказ от идеала равенства и от идеи пролетарской революции со стороны низших слоев европейского общества — в период между двумя мировыми войнами — проявлением «ложного сознания». Специфический характер исторического развития Западной Европы, лежавший в основе такого поведения масс, не учитывался в достаточной мере идеологами Коминтерна. Однако, как уже неоднократно указывалось в этом исследовании, в коминтерновской теории фашизма удивительным образом сочетались ошибочные интерпретации феномена фашизма с самыми точными наблюдениями и научными выводами. Как эксперты революционной техники и идеологического влияния на массы большевики оказались в числе первых, кто осознал, сколь многому правые экстремисты научились на опыте их собственной революции. После установления однопартийной фашистской диктатуры в Италии теоретики Коминтерна выступили с самыми глубокими аналитическими статьями о существенных особенностях фашистского режима. Их глубокое проникновение в суть дела наверняка объяснялось тем, что большевики из опыта 20-х годов знали возможности и пределы однопартийной диктатуры.

Период между 1929 и 1933 гг. можно назвать самой непродуктивной фазой в развитии дискуссии о фашизме внутри Коминтерна. В эти годы сталинистский образ мысли утвердился как в большевистской партии, так и внутри Коминтерна. Его символом были презрение и недоверие по отношению к любой спонтанности в мышлении и в поведении, стремление к тотальному контролю над политическими и духовными процессами и создание фиктивного «монолитного» мирового коммунистического движения, в котором был недопустим какой бы то ни было тактический или идеологический плюрализм. Эти сталинистские принципы явились причиной роковых ошибок в политике Коминтерна по отношению к национал-социализму в 1929—1933 гг. Пожалуй, наиболее чреватым последствиями было схематическое обобщение понятия «фашизм» и распространение его на всех противников коммунистов. Этим необдуманным употреблением понятия «фашизм» коммунисты нанесли урон прежде всего самим себе, ибо тем самым придали безобидность своему наиболее опасному врагу, по отношению к которому использовалось первоначально это понятие.

С точки зрения коммунистической теории, «капиталистическая система» являлась своего рода «ретортой» фашизма. С помощью этого тезиса коммунистические идеологи попытались освободить себя от всякой ответственности за возникновение фашистских движений и режимов. Любую попытку истолковать большевистскую революцию (наряду с мировой войной) как первое звено в неразрывной цепи насилия, которая наряду с другими причинами способствовала появлению фашизма, большевики с возмущением отвергали. Для них фашизм был исключительно внутренним проявлением капиталистической системы. Подобная односторонность характерна и для некоторых консервативных и либеральных мыслителей, которые со своей стороны отрицают ответственность демократических и консервативных группировок за подъем фашизма. Они характеризуют коммунизм и фашизм как восстание масс против традиционного европейского порядка и культуры. Но этот тезис проходит мимо того факта, что именно представители культурной элиты в Европе, а не массы, первыми поставили под сомнение фундаментальные ценности европейской культуры. Не восстание масс, а мятеж интеллектуальной элиты нанес самые тяжелые удары по европейскому гуманизму, писал в 1939 г. Георгий Федотов.

На самом деле ответственность за успехи правого экстремизма в межвоенный период несут все важнейшие политические силы тогдашнего европейского общества, хотя и в разной степени. Ответственность высших слоев за захват власти фашистами и национал-социалистами гораздо выше, чем ответственность рабочих партий, у которых не было возможности решать — отдавать власть или нет в руки правых экстремистов.

Коммунисты, объявившие войну «старому буржуазному миру», в период между двумя войнами, как правило, разделяли судьбу этого «старого» мира.

Сначала в Италии, а потом в Германии они оказались разбитыми и преследуемыми, в одном лагере со всеми остальными политическими партиями. Эти поражения помогли коммунистам осознать, что пропасть между ними и «буржуазными» демократиями или социал-демократическими партиями была отнюдь не столь непроходимой, как они воображали. Одним из последствий этого процесса была готовность коммунистов войти в Народные фронты в разных европейских странах и заключить союзы с демократическими странами Запада.

Эта гибкая, открытая, готовая к компромиссам во внешней политике, концепция была разработана к середине 1934 г. и проводилась советским руководством с 1936 по 1938 г., т. е. одновременно с так называемыми «большими чистками», которые были организованы террористическим сталинским аппаратом и принадлежат к одной из самых кровавых глав в истории России. В отличие от периода 1929—1933 гг. ко времени больших чисток Сталин уже умел резко отделять свою внешнеполитическую тактику от внутриполитической. Это разделение вводило в заблуждение западных наблюдателей, которые отрицали террористический характер сталинской диктатуры и даже тогда, когда чистки достигли своего апогея, все еще считали Сталина умеренным прагматиком. Сталин отошел от своего прозападного курса отнюдь не добровольно. Он сделал это только после мюнхенского соглашения, когда для него стало ясно, каких масштабов достигли на Западе пораженческие настроения по отношению к третьему рейху. Это разочарование побудило его к тому, чтобы вступить в конкуренцию с Западом в политике уступок Гитлеру. Западная политика умиротворения получила свой эквивалент на Востоке. С 1934 по 1938 г. на Западе верили, что на основе антикоммунизма можно установить определенную общность с третьим рейхом. В период с 1939 по 1941 г. Сталин в свою очередь видел общность с третьим рейхом в борьбе последнего против парламентаризма и «плутократии». На самом деле третий рейх находился в полном противоречии со всеми европейскими государствами и системами того времени и был запрограммирован на их тотальное подчинение и уничтожение. Это намерение национал-социализма было настолько невероятным, что неоднократные заявления его вождей относительно собственных целей, как правило, воспринимались как пропагандистское преувеличение. И лишь со временем как в России, так и на Западе поняли, что одной из самых существенных черт национал-социализма было как раз единство слова и дела.

В 1936 г. Троцкий придерживался мнения, что коалиция Советского Союза с западными державами против третьего рейха невозможна. Он говорил о солидарности «империалистических» стран против Советского Союза и был убежден, что в случае нападения Гитлера на Советский Союз надежда на западную помощь будет напрасной. Но оказалось, что с 1941 по 1945 г. западные державы вовсе не вели себя в соответствии с предсказанной Троцким закономерностью. Тем самым был существенно поколеблен один из основных тезисов ортодоксального марксизма о конфликте между «буржуазным» и «пролетарско-марксистским» лагерем как главном конфликте современного мира. Правый экстремизм, и прежде всего национал-социализм, выступал носителем третьего принципа, находившегося в непримиримом противоречии не только со всеми течениями марксизма, но и с определенными силами внутри «буржуазного» лагеря. Понимание этого обстоятельства все еще с трудом дается коммунистическим исследователям фашизма. Так, например, опыт 1941 —1945 гг. не смог удержать сталинистов от того, чтобы вновь не ввести употребление понятия «фашизм» против всех своих текущих врагов, вследствие чего после 1945 г. понятие «фашизм» вновь деградировало до уровня чисто пропагандистской формулы. И лишь после десталинизации коммунистические исследования фашизма начали постепенно освобождаться от этой опасной тенденции, которая уже привела в свое время коммунистов к сокрушительному поражению.

Hosted by uCoz