Сайт портала PolitHelp

ПОЛНОТЕКСТОВОЙ АРХИВ ЖУРНАЛА "ПОЛИС"

Ссылка на основной сайт, ссылка на форум сайта
POLITHELP: [ Все материалы ] [ Политология ] [ Прикладная политология ] [ Политистория России ] [ Политистория зарубежная ] [ История политучений ] [ Политическая философия ] [ Политрегионолистика ] [ Политическая культура ] [ Политконфликтология ] [ МПиМО ] [ Геополитика ] [ Международное право ] [ Партология ] [ Муниципальное право ] [ Социология ] [ Культурология ] [ Экономика ] [ Педагогика ] [ КСЕ ]
АРХИВ ПОЛИСА: [ Содержание ] [ 1991 ] [ 1992 ] [ 1993 ] [ 1994 ] [ 1995 ] [ 1996 ] [ 1997 ] [ 1998 ] [ 1999 ] [ 2000 ] [ 2001 ] [ 2002 ] [ 2003 ] [ 2006. №1 ]
Яндекс цитирования Озон

ВНИМАНИЕ! Все материалы, представленные на этом ресурсе, размещены только с целью ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права на размещенные материалы принадлежат их законным правообладателям. Копирование, сохранение, печать, передача и пр. действия с представленными материалами ЗАПРЕЩЕНЫ! . По всем вопросам обращаться на форум.



Глоссарий
Полис ; 01.06.1992 ; 3 ;

Глоссарий

Редакция публикует выдержки из брошюры "Парламентская демократия", подготовленной по заказу Федерального комитета политического образования (Bundeszentrale fur politische Bildung, Bonn), с тем, чтобы показать тональности текстов по политическому образованию, обращенных к самой широкой аудитории в ФРГ (тираж - 1 400 000).

ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ?*

*   Jesse Е. Was ist Demokratie? (Parlamentarische Demokratie. l) - Informationen zur politischen Bildung", 1990, 2 Quartal. N 227, S. 2.

Вряд ли возможно выбрать одно из многих употребляемых определений, отвечая на вопрос: что собственно означает демократия (дословно: "народовластие"). И не только потому, что в различных общественных системах демократия интерпретируется неодинаково. Разумеется, в силу высокой ценности понятия победное шествие демократии нельзя остановить, и сегодня каждое государство, не исключая и диктатуру любого оттенка, стремится показать себя демократическими. Ниже кратко представлены некоторые из многих определений демократии.

Определения демократии

В западном осмыслении демократии важнейшее значение придается различию между идентитарной и конкурентной теориями. Долгое время это было предметом научных дискуссий и даже сегодня все еще служит показателем мировоззрения, хотя возросло число критиков такого подхода, зачастую идеологизированного и упрощенного.

Ведущая начало от Руссо теория гомогенности ориентируется на единую волю народа и заранее установленное общественное благо (теория "идентитарной" демократии). Она отвергает легитимность конфликта интересов. При таком понимании демократии утверждается тождественность интересов правителей и управляемых. Принцип представительства вообще отрицается: "волю народа нельзя представлять". Все же очевидна опасность для воображаемой демократической модели - нельзя отвергать политически активных граждан: попытки установить единство мнений всего населения государства, поддерживать его и подавлять столкновение различных интересов, в предельном своем выражении трансформируются в тотальную власть. Отсюда и понятие "тоталитарная демократия". "Вождь" или "партия" осуществляют признанную раз и навсегда истинной всеобщую волю. Любые отклонения от нее и все оппозиционные течения считаются ересью. Людей принуждают к их счастью.

Теория конкурентной демократии, ориентирующаяся на англо-саксонскую модель, исходит из признания различия интересов и права на это. Образование политической воли в плюралистическом обществе происходит в открытом столкновении неодинаковых интересов, при котором необходим лишь минимум общих взглядов. Учитывая многообразие мнений и социальных конфликтов, невозможно принять абсолютно справедливое для всех решение. Поэтому основой для соглашения считается принцип большинства. Однако не должна править "диктатура большинства", нарушающая демократические правила игры и затрагивающая неотъемлемые права человека, потому что от ошибок не застраховано и большинство. Четко выраженные гарантии защиты прав меньшинства являются основопологающей составной частью такого понимания демократии. Признается также конституция. Избранные на срок своих полномочий представители не связаны обязательствами, по истечении же его подвергаются вотуму своих избирателей. При таком понимании демократия означает не власть народа, а власть с согласия народа. Значит, конкурентная теория ориентирована на принцип представительства.

Сторонники марксизма-ленинизма различали "буржуазною" и "социалистическую" демократию. Отличия их представлялись в следующем.

** Этот фрагмент материала приводится специально, чтобы оттенить вышеизложенное, так как в бытующей справочной литературе и в некоторых учебных курсах "демократия" до сих пор трактуется именно таким образом. - Ред.

Так как при "социалистической демократии" средства производства находятся в общественной собственности, интересы отдельного человека совпадают с интересами государства. Под руководством марксистско-ленинской партии, имеющей классовый характер и организованной по принципу "демократического централизма" (избираемость всех руководящих органов, подотчетность сверху донизу, запрет на создание фракций), устанавливается "диктатура пролетариата" для обеспечения власти масс и свержения господства старого эксплуататорского класса. Закономерно создается "социалистическая демократия", - высшая ступень демократии и предпосылка для бесклассового общества. Социальные завоевания и общественное согласие сформируют "реальную демократию", когда все граждане участвуют в процессах планирования и управления, когда творчески развивается и реализуется личность.

"Буржуазная демократия" базируется на частной собственности на средства производства, сконцентрированной в руках небольшого меньшинства, порождая тем самым неравенство. Она маскирует классовый характер капиталистического общества, когда гражданам права предоставлены "формально", без возможности "реального" обладания ими... В условиях обострения кризиса, доходящего до разрушения "буржуазной демократии", господствующий монополитический капитал в случае реальной опасности не остановится перед тем, чтобы отменив завоеванные прогрессивными силами общества права, установить прямую диктатуру. По сравнению с ней "буржуазная демократия" представляется все-таки более прогрессивной, так как при ней рабочий класс организован и может отстаивать свои интересы.

При всем различии западных взглядов на демократию, подобная интерпретация ни в коем случае не приемлема для них. Коммунистическая партия в условиях "реально существующего социализма" не допускает деятельности наряду с ней равноправных партий или группировок.

Теория демократии

 

 

Идентитарная теория

Конкурентная теория

Принципы

Идентичность правителей и управляемых

Представительство (власть через представителей)

 

Плебисцит (всенародный опрос, референдум)

Парламентаризм

 

Императивный мандат (обязывающий депутатов)

Свободный мандат

 

Отрицание интересов части общества

Легитимный плюрализм

 

Гомогенная (единая) воля народа

Конкуренция противоположных интересов групп

 

Объективное, единое всеобщее благо (априори)

Общественное благо в результате компромисса интересов (апостериори)

 

Ориентация на цель и смысл (финалистская обусловленность цели)

Ориентация на правила политической игры (формонистская)

Применение

Учение об авторитарном государстве (крайний случай: диктатура вождя)

Теория плюрализма; либеральная демократия

 

Радикальная демократия (крайний случай: коммунистическая диктатура)

Парламентская представительная система; демократический социализм

 

"Тоталитарная" демократия

Принятие статус-кво

Критика(взаимная)

Узурпация власти партийной олигархией

Элитарный плюрализм

 

Авторитарная диктатура (навязывание ценностей)

Чистый прагматизм (отсутствие ценностей)

 

Принудительная ориентация на всеобщее благо

Преобладание индивидуальных интересов

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА - ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ*

Hubner Е. Parlamentarismus und Regierungssysteme - Definition und Abgrenzung; Glossar: Beck R. Sachworterbuch der Politik. Kroner Verlag, Stuttgart, 1986. Все схемы в этом материале подготовлены: Schmidt E, Berlin, Verlag GmbH. - "Informationen zur politischen Bildung, 1990, 2 Quartal, N 227. Herausgeber: Bundeszentrale fur politische Bildung, Bonn. )

На первый взгляд парламентаризм - многозначное понятие. Расширенным толкованием парламентаризма можно охватить любую систему, в которой существует парламент, - независимо от того, какую позицию он занимает и какие ставит перед собой задачи. Тогда такому определению будут отвечать и национал-социализм, и Советский Союз сталинского периода, Испания Франко и Румыния Чаушеску. Западные демократии попадают под это понятие в той же степени, что и авторитарные режимы развивающихся стран. Вполне очевидно, что такое определение парламентаризма настолько широко, что неприменимо.

О парламентаризме следует говорить лишь в связи с демократическим правлением, потому необходимо провести различие между системами демократическими и недемократическими. Попытки подобного разграничения предпринимались еще Аристотелем во времена античности. XIX и особенно XX в. принесли с собой изменения, сделавшие устаревшей прежнюю типологию, например, различение монархии и республики, во всяком случае, в таких крупных западных демократиях, как Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды, Скандинавские страны, монархи лишены прежней полноты власти и отличаются от президентов в других парламентских (правительственных) системах лишь наследованием своего поста. Другой пример: национал-социализм и сталинизм, используя современные им средства массовых коммуникаций, в 30-е годы нашего столетия создали такой механизм власти и подавления, с которым не может сравниться власть ни одного прежнего диктатора.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА отличается от других прежде всего наличием в ней политической конкуренции. Носители политической власти узаконены с помощью регулярных, всеобщих, тайных и свободных выборов, в которых участвуют партии с различными программами и целями, что дает возможность смены правящей партии (партий). Впрочем, на деле одна организация может долго находиться у власти, например, Либеральная партия Японии - с 1946 г.

Гарантия прав человека и гражданина ограничивает государственную власть и содействует развитию плюралистических структур, необходимых для представления воли народа и его различных интересов в структурах власти.

Демократия - не только система, основанная на суверенитете и решениях, принимаемых большинством голосов. Это и правовое государство, и разделение властей, защита прав меньшинства, предотвращение государственного произвола и ограничение влияния отдельных носителей власти.

Исходя из этого, для жизнеспособности демократии важно, чтобы наряду с конкурирующими мнениями и интересами существовала общепринятая система ценностей, которая не будет вызывать сомнения у большинства групп населения.

ТОТАЛИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ по данной типологии составляют полную противоположность демократии. Классический тоталитаризм - национал-социалистическая и советская (сталинского образца) системы характеризовались следующим признаками:

- существовала единственная партия, которая не выводила свою легитимность из выборов и не ограничивала свою власть волей народа. Напротив, она видела задачу в том, чтобы формировать волю народа в соответствии с собственными представлениями ж.

- основой для этого служило сходное с религией мировоззрение, претендовавшее на знание истины и признававшее возможность достижения идеального состояния общества в недалеком будущем. Основным пунктом национал-социалистической и коммунистической идеологии были (соответственно) мировое господство арийской расы и построение бесклассового общества;

- признание господствующего мировоззрения гражданами в тоталитарных системах обязательно, причем оно должно быть активным; гражданам не позволялось держаться в стороне от "государственных задач" и замыкаться в частной жизни, активная поддержка достигалась хитроумной системой подавления. Так как средства массовой информации, находившиеся под исключительным контролем верхушки власти, ни при национал-социализме, ни при сталинизме не оправдали полностью возложенных на них ожиданий и не добились идентичности мнений между правителями и управляемыми, то необходимыми стали дополнительные репрессивные меры. Жестокая и циничная абсолютизация собственного мировоззрения привела к такому символическому выражению тоталитаризма, как концлагеря, уничтожение "неполноценных" людей, геноцид 6 млн. европейских евреев, а также сталинские "чистки", жертвами которых также были миллионы людей.

Теория тоталитаризма подвергалась и подвергается разнообразной критике. Прежде всего отмечается, что в ней не обозначены противоположные идеологические цели этих двух систем, недостаточно учитываются различия их экономических и социальных условий. Но такие возражения несостоятельны, когда речь идет о технике власти и ее влиянии на индивидов. Здесь едва ли возможно оспорить аналогии, однако хотелось бы предостеречь от инфляционного использования понятия тоталитаризма. Но Китай при Мао, Румыния Чаушеску или государства Восточного блока в сталинский период классифицируются как тоталитарные системы.

АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ и тоталитаризм сходны общей недемократичностью правления. Понятие авторитаризма неоднозначно: оно охватывает множество совершенно различных режимов. Авторитарными системами, например, можно считать левые или правые военные диктатуры, которые характерны для многих развивающихся стран, но также бывшую Испанию Франко или Чили при Пиночете. Выборами в таких системах манипулируют. Но, в отличие от тоталитарных режимов, здесь центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти. Допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит ущерба системе. Подобное религии и обязательное для всех мировоззрение нетипично для авторитаризма. Скорее властвующая элита готова терпеть частную сферу и даже иные политические взгляды граждан, пока не затрагивается критикой сам режим. Так как не существует единого мировоззрения, связывающего всех, то и государственная партия часто не играет решающей роли и заменяется правящей кликой, складывающейся на личных отношениях. В отличие от тоталитаризма при авторитарных режимах гражданин не подвергается репрессивным мерам и террору, если он не является активным противником режима: не обязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть.

Идеология тоталитаризма и тоталитарные движения нередко и справедливо считаются характерными лишь для XX в. явлениями. Ход событий последнего времени показывает притягательность демократических систем и позволяет надеяться, что раньше или позже парламентские демократии добьются еще более значительных успехов.

Парламентская или президентская формы правления

В представительных демократиях, как при парламентской, так и при президентской форме правления, народ осуществляет власть не прямо, а передает (делегирует) ее органам, действующим от его имени. Великобритания считается родиной парламентской формы правления - наиболее распространенного типа конституционной системы.

Большинство западноевропейских государств, как и ФРГ, относится к парламентскому политическому строю, а в США закреплена президентская форма правления.

При сопоставлении президентской и парламентской моделей проводятся следующие формальные различия:

- Президент и состав конгресса в президентской системе США избираются на отдельных выборах, в то время как при парламентской форме правления выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства, а также создают возможность различных коалиций.

- При парламентской форме правления правительство назначается парламентом и им же может быть отозвано. Американский конгресс в обычных обстоятельствах не имеет такого права отзыва. Он не может свергнуть президента из-за различия политических мнений или из-за изменившегося большинства в конгрессе. Только в исключительных случаях, когда президент обвиняется в преступлении, представительный орган может подать на него жалобу в сенат и последний может лишить его президентского поста двумя третями голосов.

- И напротив: президент США не располагает важнейшими дисциплинирующими средствами в отношении конгресса. Он не может распустить его, как например, британский премьер-министр - палату общин, и назначить новые выборы.

- В то время, как премьер-министр в Великобритании, стране классического парламентского правления, входит в состав палаты общин, конституция США исключает совмещение правительственной должности и парламентского мандата. Президент и члены его правительства не могут занимать места в конгрессе (вице-президент, правда, одновременно является председателем сената).

- При парламентских формах правления существует раздельная исполнительная власть. Представительные государственные задачи возложены на президента или монарха, а подлинная правительственная власть принадлежит главе правительства - премьер-министру или канцлеру. В США, напротив, президент в своем лице объединяет функции верховного главы государства и главы правительства.

- Президенту США формально (но не в конституционной действительности) закрыта возможность законодательной инициативы. У него есть только право налагать вето на законодательные решения конгресса. Вето президента может быть отменено при голосовании большинством в две трети.

Правительству при парламентской системе правления принадлежит возможность законодательной инициативы, и оно имеет (как например, в Великобритании или ФРГ) полное право вето на издание законов.

"Смешанные формы" правления

Значительное число западных демократий с трудом подходит под две вышеназванные "чистые" формы правления. Поэтому необходимо указать на две следующих модели:

К первому типу относятся такие формы правления (к примеру, Веймарская республика или современная V Французская республика), при которых президент получает значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент государства в таких системах (для них подходит определение "полупрезидентская форма правления?) выбирается на прямых выборах; он существенно влияет на создание правительства и назначения на ключевые посты. Но правительство не только зависит от президента, но ответственно и перед парламентом, может быть сменено последним. Наряду с конституционным регулированием важную роль играют структура партийной системы и фактическое отношение парламентского большинства. Президент во Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает большинством в парламенте, - в противоположность ситуации, когда президент представлялся от имени партии, не владевшей большинством в Национальном собрании, и фактическим носителем власти был премьер-министр. Во время Веймарской республики власть рейхспрезидента определялась не столько постом, сколько конституцией, но он зависел в первую очередь от тех глубоких политических противоречий, которые отличали тогдашнюю партийную систему. В ней все сильнее становились лево- и правоэкстремистские партии, а умеренные партии были рассеяны, так что создание способного к правлению большинства стало невозможным.

Второй тип: в Швейцарии существует конституция, соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат не совместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет - в противоположность президентской системе - формальную возможность законодательной инициативы*

Несмотря на отличие этих систем, которые в сущности сводятся к отношениям между парламентом и правительством, парламенты везде имеют сходные функции, а именно:

- законодательство, включая согласование бюджета;

-контроль над правительством;

- представительство и учет общественных интересов;

- "волеобразование", т. е. активное влияние на население путем открытого изложения аргументов, касающихся принимаемых решений.

различия между парламентами состоят в типе избирательной системы, и, соответственно, правилах отзыва правительства.

Глоссарий

Checks and Balances - ( англ., "сдержки и противовесы"): лежащий в основе конституции принцип (особенно в конституции президентской демократии США), согласно которому распределение власти внутри системы должно быть примерно одинаковым, т. е. уравновешенным. Разные типы власти взаимно сдерживаются, ограничиваются и таким образом предотвращается злоупотребление государственной властью.

Исполнительная власть - (лат. executio, т. е. осуществление, исполнение). Ее образуют правительство и администрация, осуществляющая часть государственной власти. Исполнительной она названа потому, что в правовом государстве, построенном по принципу разделения властей, осуществляет основные политические решения, принятые законодательной властью. При этом правительство выполняет функцию по принятию политических решений (в рамках конституции и на основе законов) и по руководству государством; администрация реализует их в политической практике.

Законодательная инициатива - внесение законопроекта в парламент, связанное с предложением обсудить его и принять по нему решение. Правом законодательной инициативы в XX в. при конституционной монархии обладал, как правило, монарх, при президентской демократии им обладают только члены парламента, при парламентской - члены парламента и правительство.

Законодательная власть (фран. legislatif-за-конодательная, от лат. legem latum) - та часть государственной власти, задачей которой является законодательство. Ее функция - устанавливать законы, т. е. разрабатывать новые и утверждать их, дополнять уже существующие, изменять их или упразднять. В правовом государстве, построенном по принципу разделения властей, законодательной властью обладает парламент, он - законодатель и выносит основные политические решения, которые осуществляет или выполняет исполнительная власть. Так как при демократии законодательная власть - в руках избранных народом депутатов, то она считается наивысшей частью государственной власти.

Легитимность/легитимация (лат. legitimus-законный/законность, легитимность, подлинность) - законность государственной власти. Государственная и исполнительная власть легитимна, если она согласуется с представлениями людей о праве и справедливости и лежащими в их основе ценностями и нормами, на которые опирается в сообществе государственная власть, признанная всеми. Любая государственная власть нуждается в доверии (законности, легитимности), если она хочет располагать минимумом согласия, а не только средствами психического и физического давления и тем более террора, и быть прочной длительное время.

При демократии государственная власть легитимна, если: а) она исходит от народа и исполняется в соответствии с волей большинства, т. е. обладатель государственной власти избран прямо или косвенно и на определенный срок народом и им может быть проконтролирован; б) государственная власть осуществляется в соответствии с конституционными принципами.

Плюрализм • по понятиям западных демократий - форма их общественного строя. Признается множественность свободно образуемых политических, экономических, религиозных, этнических и других групп интересов, которые конкурируют друг с другом и борются за политическое и общественное влияние. Плюралистическая теория подразумевает, что этот процесс осуществляется не в форме беспорядочной борьбы всеми средствами, а в форме конструктивной деятельности, строящейся на компромиссах с целью достижения удовлетворяющего всех результата. Общество все же не предполагает, что данный процесс управляется естественным порядком, сам по себе и ведет к утопической гармонии, а ожидает от государства отслеживания недостатков системы конкуренции и вмешательства в нее с целью регулирования (например, посредством поддержки особенно социально уязвимых групп).

Юрисдикция - в построенном на принципах разделения властей правовом государстве - задача судов и действующих в них независимых и подчиняющихся только закону судей. Они осуществляют в сфере своей законодательно отрегулированной компетенции и в законодательно установленном производстве (процессе) свою судебную власть или юрисдикцию (от лат. ius-право, dicere-говорить), потому и называются судебной властью.

Воля народа или народная инициатива - требование принятия определенного закона или другого государственного решения парламентом. Предусмотрена в различных конституциях. Для того, чтобы она привела к желаемому результату, необходим определенный процент подписей имеющих право голоса граждан, собранных в определенный срок.

Референдум, плебeсцит - решение вопросов законодательства народом, т. е. всеми имеющими право голоса или владеющими избирательным правом (и народное голосование).

Суверенитет народа - согласно этому принципу вся власть исходит от народа. Любая государственная власть должна соответственно быть легитимирована народом государства. Принцип народного суверенитета не предполагает принятия политических решений непосредственно народом, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной ответственности свои властные функции получили благодаря народу - непосредственно путем выборов народом (например, депутаты парламента) или косвенно через избранных народом представителей (например, парламентское правительство или им назначенные государственные чиновники).

Перевела с немецкого З. Ермолаева

Hosted by uCoz