Сайт портала PolitHelp

ПОЛНОТЕКСТОВОЙ АРХИВ ЖУРНАЛА "ПОЛИС"

Ссылка на основной сайт, ссылка на форум сайта
POLITHELP: [ Все материалы ] [ Политология ] [ Прикладная политология ] [ Политистория России ] [ Политистория зарубежная ] [ История политучений ] [ Политическая философия ] [ Политрегионолистика ] [ Политическая культура ] [ Политконфликтология ] [ МПиМО ] [ Геополитика ] [ Международное право ] [ Партология ] [ Муниципальное право ] [ Социология ] [ Культурология ] [ Экономика ] [ Педагогика ] [ КСЕ ]
АРХИВ ПОЛИСА: [ Содержание ] [ 1991 ] [ 1992 ] [ 1993 ] [ 1994 ] [ 1995 ] [ 1996 ] [ 1997 ] [ 1998 ] [ 1999 ] [ 2000 ] [ 2001 ] [ 2002 ] [ 2003 ] [ 2006. №1 ]
Яндекс цитирования Озон

ВНИМАНИЕ! Все материалы, представленные на этом ресурсе, размещены только с целью ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права на размещенные материалы принадлежат их законным правообладателям. Копирование, сохранение, печать, передача и пр. действия с представленными материалами ЗАПРЕЩЕНЫ! . По всем вопросам обращаться на форум.



Полис ; 01.08.1995 ; 4 ;

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДГОТОВКИ:
"РАВНОЕ ИГРОВОЕ ПОЛЕ" И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ

П. Мерло

В статье рассматриваются некоторые предпосылки проведения действительно свободных и честных выборов, в первую очередь те, которые касаются периода избирательной кампании. В ней затрагиваются следующие вопросы: использование государственных ресурсов; освещение в средствах массовой информации и доступ к ним; помехи в проведении кампании; кодексы поведения партий; межпартийные контактные комиссии; механизмы рассмотрения жалоб и разрешения споров, а так же ряд проблем, возникающих в период подготовки к избирательной кампании. Основной тезис статьи заключается в том, что свободные и справедливые выборы требуют "равного игрового поля", иными словами, что в ходе предвыборной кампа нии политическим конкурентам должны быть предоставлены равные возможности. Международные нормы, предполагающие недопустимость дискриминации, право на получение и распространение информации, на безопасность личности, с одной стороны, и обязанность политических конкурентов уважать права своих оппонентов, с другой, обеспечивают "равное игровое поле" для честной политической конкуренции.

1. ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ "ИГРОВОГО ПОЛЯ"

Как уже отмечалось, главное внимание в данной статье уделено периоду прове дения избирательной кампании и предпосылкам честного проведения выборов. Од нако следует отметить, что возможность реализации высказанных ниже соображе ний в определенной степени зависит от несфальсифицированности всего избиратель ного процесса, который, как правило, начинается задолго до официального старта избирательной кампании. Выборы — это часть, и важнейшая, политического по своей сути процесса и должны рассматриваться в общем контексте того, как в стране уважают и защищают гражданские и политические права. Поэтому для проведения честных демократических выборов крайне важно, чтобы еще до развертывания из бирательной кампании был осуществлен ряд процедур.

А. Регистрация политических партий. Признание политических партий как законных образований, имеющих право стремиться к достижению правительствен ной власти посредством процесса выборов, — основа плюралистической демократии. В создании такого рода партий находит отражение право каждого человека участво вать в управлении своей страной, непосредственно или через свободно избранных представителей, а также право на свободное выражение убеждений и на объедине ние. Политические партии являют собой то практическое средство, которое позволя ет гражданам принимать участие в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии своей страны, и потому играют важнейшую роль в развитии гражданского общества.

Необходимые условия для юридического признания партий могут быть оговорены в конституции. В этом случае они, как правило, формулируются в самой общей форме. Однако зафиксированы ли общие условия юридического признания политических пар тий конституционно или нет, конкретные детали регистрации партий и их юридического признания практически всегда устанавливаются специальными законами. Обычно в законах о партиях используется один из двух основных подходов:

1) подход, основанный на принципе минимально необходимых условий — в этом случае для получения юридического признания партии достаточно предоставить информацию о своем названии, эмблеме, должностных лицах, уставе и иногда крат кии список членов;

132                                                                                                   Досье

2) более жесткий подход, при котором, помимо указанных выше минимальных условий, требуются дополнительные подтверждения того, что партия располагает значительным числом членов и/или сторонников (к примеру, определенное число подписей или соответствующие результаты опроса общественного мнения), в ряде случаев оговаривается минимальный уровень представленности партии на террито рии страны; условием регистрации может также быть предоставление программы партии или внесение значительного регистрационного взноса.

Кроме того, не исключены ограничения против партий, стоящих на антидемок ратической платформе или преследующих антидемократические цели (например, против фашистских партий или партий, стремящихся к разжиганию расовой, этни ческой или религиозной ненависти). В то же время международно принятые электо ральные нормы предполагают, что на право создавать политические партии или другие объединения с целью достижения правительственной власти посредством выборов не должно налагаться никаких неоправданных ограничений.

В законе о политических партиях могут быть определены допустимые направле ния партийной деятельности, к примеру, издание своих материалов; вербовка и подготовка лиц, проводящих избирательную кампанию партии, партийных функци онеров и кандидатов; сбор средств; проведение митингов и собраний; распростране ние литературы, использование средств массовой информации. Некоторые направ ления деятельности, такие как коммерческая деятельность с целью получения при былей для финансирования партии, в ряде случаев допускаются, а в других — нет. Законом о политических партиях могут также быть запрещены определенные виды действий, в частности, запугивание или применение насилия, покупка голосов изби рателей, словесные нападки на личные качества оппонентов или другие формы использования негативных методов ведения кампании. Кроме того, в законе могут оговариваться правила и механизмы обеспечения партийной дисциплины, основы финансовой деятельности партий, а также содержаться требование демократичности их внутренней организации.

Б. Определение границ избирательных округов. Нарезка избирательных округов важна как при пропорциональной, так и при мажоритарной системе. При пропорци ональной системе действует следующая закономерность: чем избирательный округ больше, тем полнее реализуется принцип пропорциональности; чем он меньше, тем ближе система к мажоритарной. Будут ли избирательные округа одно- или много мандатными, за одного или за нескольких депутатов сможет голосовать каждый избиратель, либо будет использована кумулятивная система выборов, будет ли определен порог (минимальный процент голосов), который необходимо преодолеть для получения мест в парламенте, — избранный вариант ответа на эти вопросы окажет серьезное воздействие на региональные, этнические и другие малые партии, а также на независимых кандидатов, отвратит их от участия в выборах или, напро тив, стимулирует.

При мажоритарной системе определение границ избирательных округов — воп рос первостепенной важности, имеющий далекоидущие политические последствия. Особое беспокойство вызывает возможность подтасовки результатов (хотя эта про блема не снимается и при пропорциональной системе). Кто будет нарезать избира тельные округа (законодательный орган, суды, избирательные комиссии), когда и на основе каких критериев будет проходить размежевание, каковы механизмы его проведения — все эти вопросы требуют самого тщательного рассмотрения.

В. Регистрация избирателей. Процедура регистрации избирателей также имеет свои проблемы. Прежде всего следует решить, составлять ли списки избирателей и использовать ли при этом компьютерную технику. Не менее важным является и решение вопроса о том, что должно быть положено в основу списков избирателей — какие-то уже имеющиеся данные (например, общегосударственные списки граж дан) , или же следует провести своего рода перепись, или же потенциальные избира тели сами должны предпринять какие-то шаги, чтобы зафиксировать свой статус.

При проведении выборов точность и полнота списков избирателей, а также каче ство идентификационных карточек голосующих могут определить очень многое.

* Система выборов, при которой каждый избиратель имеет столько голосов, сколько выставлено кандидатов, и может отдать все свои голоса одному из них либо распределить их между несколькими претендентами. — Пер.

                                                                                                            133

Именно от указанных факторов зависит, не получат ли какие-то индивиды возмож ность проголосовать несколько раз и не лишатся ли другие своего права голоса. Как показывает опыт, даже при использовании компьютерной техники и фотографий на удостоверяющих личность избирателя документах далеко не всегда удается полно стью предотвратить получение сомнительных результатов выборов. Поэтому проце дура регистрации избирателей заслуживает самого серьезного внимания.

Г. Регистрация кандидатов и партий для участия в выборах. Вопрос о том, на каких условиях кандидаты и партии должны допускаться до участия в выборах, не имеет однозначного решения. В одних случаях регистрация претендентов происхо дит автоматически, на основе их предшествующей деятельности. В других — требу ется собрать определенное число подписей, при этом может быть предусмотрен некий минимальный уровень географической представленности. В третьих — кандидатам и партиям необходимо внести какой-то регистрационный взнос или залог, предоста вить список активистов и уполномоченных, а также иную информацию. Согласно международным нормам, в основу регистрации претендентов должны быть положе ны разумные требования, касающиеся возраста, гражданства, проживания в зоне юрисдикции органа, в который идет баллотировка, физической и психической пол ноценности и отсутствия судимостей по уголовным делам (как правило, речь идет о тяжких преступлениях). Условия признания правомочности претендентов имеют решающее значение в избирательной борьбе, и возможность манипуляций в этой области требует особо внимательного к ней отношения.

Д. Недопустимость дискриминации. О каком бы из описанных выше аспектов подготовки к избирательной кампании ни шла речь — о регистрации партий, опре делении границ избирательных округов, регистрации избирателей, утверждении правомочности партии и кандидатов, — основным критерием справедливости в их осуществлении является соблюдение принципа недопустимости дискриминации. Ес ли партиям будут отказывать в регистрации, если при нарезке избирательных окру гов и регистрации избирателей будет иметь место дискриминация, связанная с этни ческой или расовой принадлежностью, цветом кожи, полом, вероисповеданием, политическими или иными убеждениями, языком, национальным или социальным происхождением, имущественным положением, рождением или иными обстоятель ствами, доверие к электоральному процессу будет подорвано.

2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ПРОВЕДЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ И ЧЕСТНОСТИ ВЫБОРОВ

Ситуация, когда подлинность выборов ставится под сомнение в связи с события ми, происходившими в день выборов, или с прямым мошенничеством, складывается относительно редко. Примером, в частности, могут служить выборы 1986 г. на Фи липпинах, результаты которых пытался подтасовать Маркое, и махинации Норьеги во время выборов 1989 г. в Панаме. Именно из-за обстановки, в которой проходило голосование при проведении майских выборов 1994 г. в Доминиканской республике, и оказалось невозможным определить, насколько официальные результаты отража ют реальную волю избирателей, вследствие чего и был поднят вопрос о сфальсифи цированности данных выборов.

Гораздо чаще сомнения в честности выборов обусловлены нарушениями справед ливости в ходе избирательной кампании. Если использовать расхожую метафору, вопрос, который обычно ставится, звучит следующим образом: было ли обеспечено равное игровое поле для всех политических конкурентов: Понятие "равное игровое поле" включает в себя целый набор компонентов. Речь, в первую очередь, идет о степени равенства политических конкурентов по таким параметрам, как финанси рование избирательной кампании, освещение в средствах массовой информации и доступ к ним, материальные ресурсы. Кроме того, имеется в виду наличие соответ ствующих избирательных законов и правил и их проведение в жизнь.

А. Адекватность ресурсов. Для проведения свободных и честных выборов орга низаторам электорального процесса и политическим конкурентам требуются соот ветствующие ресурсы. Если у администрации нет возможности подготовить штат служащих, отпечатать бюллетени для голосования, если ей не на что издать предвыборные материалы, провести честные выборы крайне сложно, а то и невозможно. То же самое относится и к участникам предвыборной борьбы.

134                                                                                                   Досье

Не исключено, что наиболее ценным из всех ресурсов является время. Запас времени необходим как администрации — для подготовки средств проведения выбо ров (т.е. для набора и обучения штата служащих, производства бюллетеней, опреде ления мест проведения голосования), так и политическим конкурентам — для раз работки стратегии ведения кампании, выработки программы и обращений, вербовки активистов, сбора средств и выполнения множества других задач. В странах, где демократия еще находится в процессе становления, неожиданное объявление выбо ров и краткость периода, отведенного на избирательную кампанию, могут сделать честное электоральное соперничество невозможным. Слишком же частое проведе ние выборов быстро истощит имеющиеся ресурсы и породит апатию у избирателей. И то, и другое подорвет легитимность последующих выборов.

Серьезные проблемы возникают в том случае, когда неравенство ресурсов, кото рыми располагают политические конкуренты, достигает значительной степени, осо бенно если это неравенство оказывается в пользу партий, находящихся в данный момент у власти. Конечно, достичь абсолютного равенства ресурсов всех политиче ских конкурентов практически невозможно. Для того, чтобы электоральное сопер ничество было честным, необходимо справедливое распределение ресурсов. Это не означает, что государство должно взять на себя полное финансирование всех полити ческих конкурентов. В то же время, главные политические конкуренты должны либо располагать минимально надобными для проведения серьезной избирательной кам пании ресурсами, либо обеспечиваться ими; и каждый зарегистрированный участник борьбы должен либо располагать, либо обеспечиваться, по крайней мере, теми ресур сами, которые дали бы ему реальную возможность соперничать с другими. Добиться этого можно несколькими путями:

— полным государственным финансированием всех зарегистрированных участ ников электоральной борьбы при запрете всех других форм финансирования;

— обеспечив частичное государственное финансирование и разрешив политиче ским конкурентам заниматься дополнительным сбором средств;

— выравнивая — возможно, до заранее установленного предела — средства, собранные политическими конкурентами для финансирования избирательной кам пании, с помощью средств из государственного фонда;

— наделив политических конкурентов государственными средствами по одному из описанных выше сценариев с тем, однако, условием, что выданные средства будут востребованы назад, если число голосов, полученных кандидатом или партией, ока жется ниже определенного уровня;

— разрешив политическим конкурентам, там, где есть такая возможность, фи нансировать свои избирательные кампании полностью за счет средств, предостав ленных частными лицами.

Кроме того, серьезного рассмотрения заслуживают проблема ограничения взно сов на проведение кампании и/или избирательных расходов, равно как и вопрос о субсидировании "натурой" (к примеру, налоговые льготы политическим конкурен там и/или жертвователям, почтовые скидки, бесплатное — или со скидкой — эфир ное время, а также информация). Требование своевременного и полного обнародо вания сведений о взносах и расходах может значительно укрепить общественное доверие к электоральному процессу. Следует также внимательно подойти к решению все еще спорного вопроса о том, допускать или нет финансирование политических конкурентов различного рода корпорациями или организациями типа профсоюзов, а также иностранными гражданами.

* В ситуации, когда выборы проводятся впервые, единственный способ обеспечить каждому политическому конкуренту возможность вести борьбу на равных — предоставить всем равные и достаточные ресурсы. После того, как выборы пройдут несколько раз (не исключено, что и во время второй баллотировки), а также там, где есть исторический опыт свободной политической конкуренции, можно, на основе объективных и справедливых критериев, проводить различия между главными и второстепенными конкурентами. Такими критериями способны стать процент голосов, полученных на предыдущих выборах, и/или количество завоеванных мест; число кандидатов, выставленных той или иной партией на текущих выборах; количество подписей, собранных в надлежащие сроки; достоверные данные опросов общественного мнения и т.п. Однако и там, где на основе подобных критериев политические конкуренты делятся на различные категории, второстепенным, вновь появившимся и независимым политическим конкурентам должен быть обеспечен хотя бы минимальный объем ресурсов, необходимый для справедливой борьбы.

                                                                                                            135

Б. Использование государственных средств для приобретения преимуществ на выборах. Государственные ресурсы принадлежат всем гражданам данной страны и потому не должны использоваться для создания особых условий кому-то из полити ческих конкурентов (будь-то кандидат или партия). Однако политические конку ренты, как кандидаты, так и партии, которые к моменту проведения выборов нахо дятся у власти, имеют возможность воспользоваться своим доступом к таким ресур сам с тем, чтобы добиться преимуществ в ведении электоральной борьбы. Это может принимать следующие формы:

— использование государственных служащих в их рабочее время для организации собственной кампании;

— использование в интересах предвыборной борьбы своего положения как члена правительственной команды для привлечения внимания прессы;

— использование государственных средств, телефонов, множительной техники, транспорта и другого оборудования для ведения собственной кампании;

— использование государственных программ, направленных на организацию об щественных работ, создание рабочих мест или расширение социальной помощи, для получения преимуществ на выборах.

Избирательный закон, равно как и этические нормы правительственной деятель ности должны учитывать возможность такого рода практики и запрещать ее. Кроме того, следует выработать соответствующие механизмы, которые бы обеспечивали действенность данного запрета. В случае его нарушения, гражданам и конкурирую щим политическим силам должно быть предоставлено право подавать жалобы в избирательные комиссии и/или в суд. Расследование подобных прецедентов может быть поручено специальной группе государственных инспекторов. На его проведение по собственной инициативе могут также быть уполномочены избирательные комиссии.

Так, в ходе проведения в 1994 г. избирательной реформы в Мексике была создана независимая прокуратура для расследования электоральных преступлений. В сферу ее полномочий, помимо всего прочего, входило юридическое преследование лиц, находящихся на государственной службе, которые принуждали своих подчиненных голосовать "за" или "против" той или иной партии или кандидата; обусловливали тем или иным голосованием прием на государственную службу, наем на обществен ные работы или проведение государственных программ; использовали для поддерж ки определенной партии или кандидата находящиеся в их распоряжении по долгу службы средства, имущество и услуги (например, транспорт, недвижимость, обору дование) или же труд своих подчиненных.

В. Освещение в средствах массовой информации и доступ к ним. Честное и всеобъемлющее информирование общественности о всех конкурирующих позициях — непременное условие демократии, ибо только в этом случае народ может сделать осознанный выбор. В связи с этим решающее значение приобретает способность политических конкурентов, особенно тех, кто в данный момент не находится у власти, пользоваться средствами массовой информации. Не может быть содержа тельного и энергичного спора по основополагающим проблемам, стоящим перед страной, если отсутствует механизм выражения взглядов. Такой механизм во мно гом обеспечивается средствами массовой информации.

Чтобы выполнять свою роль передатчика информации и "сторожевого пса" де мократии, средства массовой информации должны быть избавлены от цензуры, как в прямой, так и в опосредованной форме. Они также должны быть ограждены от угроз и нападок со стороны неправительственных и квазиправительственных сил. Обязан ность правительства защищать свободу выражения убеждений предполагает и защи ту средств массовой информации.

1) Доступ политических конкурентов к средствам массовой информации. Про блема доступа политических конкурентов к средствам массовой информации, будь то оплачиваемая политическая реклама или гарантированный государством бес платный доступ, включает в себя целый рад важнейших составляющих, в том числе:

— вопрос о характере доступа (например, о том, как будут транслироваться заявле ния — в прямом эфире или в записи; будет ли передаваться речь одного или нескольких выступающих, будут ли передачи сопровождаться музыкой и изображением);

— вопрос об объеме предоставляемого времени (т.е. достаточно ли этого времени для содержательного заявления);

136                                                                                                   Досье

— вопрос о времени проведения программ, отведенных участникам избиратель ной кампании (будут ли эти программы передаваться в часы, когда больше всего людей смотрят телевизор и слушают радио, или же в неудобное для зрителей и слушателей время);

— вопрос о финансировании минимально необходимого для содержательного заявления времени (должно ли государство бесплатно предоставлять участникам предвыборной борьбы время на государственном радио и телевидении или же опла чивать их выступления по другим каналам и следить, чтобы частные средства массо вой информации не вводили дискриминационно высокие тарифы);

— вопрос о критериях предоставления времени (т.е. следует ли дать всем зареги стрированным участникам борьбы равное время или же главные претенденты, обыч но партии, выделенные исходя из количества выдвинутых кандидатов, числа собран ных подписей, общенациональной или широкой географической представленности сторонников, должны получить больше времени, чем новые и более слабые).

2) Освещение в информационных программах и сводках новостей. Чтобы добить ся равного игрового поля для всех политических конкурентов, необходимо обеспе чить адекватное освещение их деятельности в информационных программах и свод ках новостей. Эта задача еще сложнее, чем та, о которой говорилось выше. При ее решении могут встать следующие проблемы:

— несоразмерность освещения, обеспечивающая преимущества некоторым из участников избирательной борьбы (например, предоставление кому-то из претен дентов больше времени, чем остальным, или систематический показ одного из пре тендентов первым);

— неспособность провести различие между требующей освещения средствами массовой информации правительственной деятельностью и избирательной кампа нией, что дает преимущества претендентам, занимающим государственные посты;

— манипулирование подачей материала в интересах определенных политических сил (например, проведение съемок таким образом, чтобы приуменьшить или преуве личить число присутствующих на митинге в поддержку того или иного претендента сторонников или же постоянное наложение на голос одного из кандидатов голоса ведущего, комментирующего выступления других участников борьбы);

— подтасовывание при проведении специальных информационных программ, таких как теле- и радиодебаты и дискуссии кандидатов (например, привлечение предвзято настроенных интервьюеров и ведущих, искажение при съемках или нерав номерное предоставление времени участникам передачи);

— освещение результатов опросов общественного мнения и электоральных про гнозов таким образом, чтобы завысить или несправедливо занизить шансы одного из политических конкурентов (например, путем преувеличения степени достоверности таких опросов и прогнозов, сокрытия информации об уровне погрешности, а также о том, по чьему заказу они проводились, о времени их проведения и о тенденциях изменения настроений избирателей).

3) Механизмы выработки и проведения в жизнь политики по радио- и телеве щанию в ходе избирательной кампании. Важным критерием в оценке роли прессы с точки зрения реализации принципа "равного игрового поля" для электоральной борьбы является то, выработаны или нет основная политическая линия и механизмы, которые бы обеспечивали справедливое освещение в средствах массовой информации деятельности и взглядов политических конкурентов. Важно также определить, есть ли механизмы рассмотрения и удовлетворения жалоб по поводу освещения хода избирательной кампании средствами массовой информации, в том числе:

— правительственные механизмы (парламентские и избирательные комиссии, суды);

— механизмы внутри журналистского корпуса (неофициальные кодексы поведе ния средств массовой информации и/или комитеты по этике журналистских ассоци аций);

— контроль за деятельностью средств массовой информации со стороны граждан ских и других организаций.

Кроме того, важно оценить, имеются ли эффективные пути исправления тех нарушений, которые могут быть допущены средствами массовой информации сточки зрения принципа "равного игрового поля". В этом отношении важную роль могут сыграть право на опровержение и на ответ, а также право требовать предоставления дополнительного времени для уравновешивания диспропорций в освещении в пользу других участников предвыборной борьбы.

                                                                                                            137

Г. Помехи в проведении кампании. Избирательная кампания, несмотря на доста точную временную протяженность и предоставление всем се участникам справедли вой доли ресурсов, все равно окажется ни свободной, ни честной в том случае, если политическим конкурентам не будут обеспечены условия для свободного и реши тельного ее проведения. Здесь может сыграть свою роль целый ряд факторов, каждый из которых непосредственно связан с основополагающими правами и свободами, в том числе:

— запугивание и насилие по отношению к кандидатам, активистам и/или будущим избирателям;

— неумение разумно определять время и место проведения мирных политических собраний;

— неспособность гарантировать свободу передвижения в целях распространения предвыборной литературы и завязывания личных контактов;

— неспособность защитить свободу выражения взглядов по политическим вопросам;

— беспомощность при осуществлении мер против нарушения основополагающих прав во время избирательной кампании.

Важно определить, насколько компетентным является контроль органов, руково дящих проведением выборов, и/или полиции и прокуратуры за соблюдением необ ходимых условий ведения избирательной борьбы и насколько эффективны их дейст вия, направленные против возможных нарушений. Все это имеет прямое отношение к обеспечению равенства перед законом и равной защиты со стороны закона для всех политических конкурентов.

3. КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТИЙ, МЕЖПАРТИЙНЫЕ КОНТАКТНЫЕ КОМИТЕТЫ, РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ

A. Партийные кодексы поведения. Важную роль в обеспечении честной избира тельной борьбы могут сыграть неофициальные кодексы поведения партий. Однако, чтобы быть действенными, такие кодексы должны стать результатом тщательных консультации между партиями, как теми из них, которые принимают участие в выборах, так и теми, которые не выставили своих кандидатов. Кодексы, механически заимствованные из опыта других стран, вряд ли окажут позитивное воздействие на поведение партий во время выборов. Серьезную помощь в организации консульта ций между партиями, направленных на принятие кодексов поведения путем взаим ных согласований, могут оказать органы, осуществляющие руководство выборами, а также гражданские организация.

Кодексы поведения партий могут включать в себя такие положения, как: невме шательство в предвыборные действия политических конкурентов; укрепление пар тийной дисциплины для предотвращения попыток использования угроз и насилия; уважение прав избирателей и соперников; отказ от негативных методов ведения кампании и т.п. В них также могут быть зафиксированы требования позитивного плана, например, необходимость делать упор на тайность голосования в ходе пред выборной пропаганды и признание результатов несфальсифицированного избира тельного процесса, даже если партия потерпела неудачу.

Б. Межпартийные контактные комитеты. Органы, руководящие проведением выборов, могут учредить межпартийные контактные комитеты на общенациональ ном, региональном и местном уровнях с тем, чтобы содействовать контактам между партиями и электоральными властями, а также между различными партиями. Кон тактные комитеты могут обеспечить одновременное поступление одной и той же информации ко всем партиям и в присутствии представителей всех конкурирующих сил. Это снизит вероятность того, что различным партиям будет предоставляться различная информация и что кто-то из конкурентов сможет получать дополнитель ные консультации. Кроме того, при такой системе партии лишатся возможности утверждать, что были информированы не так, как это было на самом деле.

Другая важнейшая функция межпартийных контактных комитетов заключается в том, что они позволяют представителям различных партий постоянно взаимодей ствовать и устанавливать связи. Контактные комитеты будут тем местом, где партии смогут разрешать спорные вопросы и снимать взаимные претензии. В результате, они могут стать неформальным, но эффективным механизмом предотвращения конф ликтов и разрешения споров.

138                                                                                                   Досье

В. Механизм подачи жалоб и разрешения споров. Свободные и честные выборы предполагают равенство перед законом и равную защиту со стороны закона всех политических конкурентов. Чтобы это обеспечить, правительство и органы, руково дящие проведением выборов, должны выработать беспристрастные и эффективные механизмы подачи жалоб и действенные средства судебной защиты. Все это — часть надлежащего правового процесса.

Соответствующие гарантии нормативного правового процесса включают в себя законодательные, регулятивные и судебные процедуры, обеспечивающие уведомле ние, слушание дел и право апелляции, ограждающее от произвольных или предвзя тых судебных решении. Политические конкуренты должны иметь право воспользо ваться всеми данными процедурами на любой стадии избирательного процесса, в т.ч. при регистрации партии, определении границ избирательных округов, назначении лиц, руководящих проведением выборов, утверждении правомочности претенден тов, составлении и уточнении списков избирателей, разработке, издании и распро странении предвыборных материалов, проведении голосования, подсчете и сведении результатов, а также при установлении официальных итогов выборов.

Как правило, при выработке механизма разрешения конфликтов, возникающих в ходе избирательного процесса, используется одна из трех основных моделей:

— рассмотрением жалоб по поводу электоральных нарушений занимаются орга ны, руководящие ходом проведения выборов, и они же принимают соответствующие решения; при этом стороны имеют право подать апелляцию в электоральные органы более высокого уровня (в некоторых случаях решения высшего электорального ор гана могут быть оспорены в апелляционном или верховном суде, в других — его решение считается окончательным);

— такого рода жалобы рассматриваются специальными избирательными трибу налами;

— электоральные иски рассматривания обычными судами (в этом случае крайне важно ввести ускоренную судебную процедуру, позволяющую обеспечить своевре менное разрешение споров).

В вопросах, касающихся нарезки избирательных округов, жалобы политических конкурентов должны рассматриваться специальными комиссиями законодательного органа, с правом апелляции в суд.

Какая бы модель ни была принята, должны быть установлены соответствующие законодательные санкции для предотвращения противозаконных действий и нака зания нарушителей. Штрафы, предписания дать опровержение или право на ответ в средствах массовой информации, тюремное заключение, приостановка или отмена регистрации партии или кандидата для участия в выборах — все эти меры должны предусматриваться и надлежащим образом применяться, без какой-либо дискрими нации и в соответствии с тяжестью нарушения. В некоторых случаях может оказать ся целесообразным, чтобы к ответственности привлекались партийные лидеры и кандидаты за действия, совершенные их сторонниками.

Как и другие составляющие избирательного процесса, механизмы рассмотрения жалоб должны быть прозрачными и открытыми для контроля со стороны представи телей партий и непредвзятых отечественных и иностранных наблюдателей.

Помимо судебных или формальных механизмов рассмотрения жалоб, должны иметься и неформальные, альтернативные пути разрешения споров. Как уже отме чалось, важную роль в предотвращении конфликтов и неформальном разрешении споров способны сыграть межпартийные контактные комитеты. Эффективным ору дием может также стать посредничество, как, в частности, показали выборы 1994 г. в ЮАР, где до начала формального судебного разбирательства конфликтующим партиям предписывалось попытаться уладить разногласия с помощью посредничест ва. Такого рода пути разрешения споров требуют диалога между конфликтующими сторонами, а также их доверия к электоральному процессу.

Hosted by uCoz