Сайт портала PolitHelpПОЛНОТЕКСТОВОЙ АРХИВ ЖУРНАЛА "ПОЛИС"Ссылка на основной сайт, ссылка на форум сайта |
POLITHELP: [ Все материалы ] [ Политология ] [ Прикладная политология ] [ Политистория России ] [ Политистория зарубежная ] [ История политучений ] [ Политическая философия ] [ Политрегионолистика ] [ Политическая культура ] [ Политконфликтология ] [ МПиМО ] [ Геополитика ] [ Международное право ] [ Партология ] [ Муниципальное право ] [ Социология ] [ Культурология ] [ Экономика ] [ Педагогика ] [ КСЕ ] |
АРХИВ ПОЛИСА: [ Содержание ] [ 1991 ] [ 1992 ] [ 1993 ] [ 1994 ] [ 1995 ] [ 1996 ] [ 1997 ] [ 1998 ] [ 1999 ] [ 2000 ] [ 2001 ] [ 2002 ] [ 2003 ] [ 2006. №1 ] |
ВНИМАНИЕ! Все материалы, представленные на этом ресурсе, размещены только с целью ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права на размещенные материалы принадлежат их законным правообладателям. Копирование, сохранение, печать, передача и пр. действия с представленными материалами ЗАПРЕЩЕНЫ! . По всем вопросам обращаться на форум. |
Полис ; 01.04.1995 ; 2 ; |
Сообщения 183
"ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА"
Р.Ф.Абазов
АБАЗОВ Рафис Фанисович,
Университет Куала-Лумпур, Малайзия.
Либерально-демократическая парадиз ма ''свободного мира", провозглашенная Ф.Фукуямой, далеко не так самоочевидна с точки зрения части интеллектуальной и политической элиты третьего мира, недо вольной многими моментами декларируе мой системы ценностей и указывающей на явные упущения и узкие места в предлагае мой системе международных отношений. Лидеры этих стран заявляют о том, что мо дернистские и постмодернистские концеп ции переустройства мира, особенно нехри стианского, давно показали свою несостоя тельность. Возможно, поэтому даже дина мично развивающиеся страны (НИС) обращаются к собственным, традиционным ценностям и моральным устоям. Отсюда — особая позиция Китая по правам человека, опора на исламские ценности в Малайзии, конфуцианскую этику в Южной Корее.
Атмосфера в интеллектуальных кругах незападного мира очень часто напоминает модель "столкновения цивилизаций" С.Халтингтона. Это явно чувствовалось и на международной конференции "Переосмыс ление прав человека", которая состоялась в декабре прошлого года в Куала-Лумлур. Если ранее инициатива по обсуждению про блем, касающихся прав человека, всегда ис ходила из стран Запада, то впервые ее "пе рехватили" представители стран третьего мира. Многим, вероятно, покажутся весьма спорными некоторые положения, высказан ные на конференции, но они позволяют уви деть новые грани фундаментального в со временном мире вопроса.
Конференция была проведена под эги дой международной организации "Just World Trust" ("Just").
В ней принимали участие представители различных правозащитных организаций и движении, правительственных и внеправи тельственных структур, ученые и исследо ватели из более чем 60 стран, преимущест венно из третьего мира, в том числе из России и СНГ. Открыл конференцию премьер министр Малайзии Махатхир Мохаммад.
Это была первая конференция по правам человека (во всяком случае, так деклариро валось здесь), на которой анализировались глобальная экспансия западного мира и его влияние на проблему прав человека. Орга низаторы и участники конференции стре мились представить собственное, альтерна тивное понимание проблемы, подвергая критике европоцентричную концепцию ус тройства гражданского общества, с одной стороны, и международную систему отно шений, предлагаемую Западом, — с другой. Красной нитью проходила мысль, что запад ное глобальное доминирование представля ет угрозу правам человека и человеческому достоинству. Однако проблематика выступ лений выходила далеко за рамки обсужде ния представленной темы и затрагивала ши рочайший крут вопросов, связанных с чело веческим бытием, культурой.
Основным пафосом конференции был ее антиколониальный характер. Представите ли развивающихся стран, предъявляли свой счет "многовековой колониальной экспан сии и геноциду", погубившим более 90 мил лионов австралийских аборигенов и амери канских индейцев; жестокой варварской торговле людьми, унесшей жизни более 20 миллионов африканцев. Как отмечалось, формально колониальная эпоха заверши лась, однако колониализм возрождается в новых формах, более тонких и гибких. Именно Запад, по мнению выступавших, создал нынешнюю несправедливую систе му, при которой сверхдержавы могут окку пировать территории, вводить экономиче ские санкции, хищнически использовать природные ресурсы, манипулировать меж дународным товарообращением в своих ин тересах, контролировать средства массовой коммуникации и подавлять национальные культуры других государств.
Все это вместе взятое, как утвержда лось, побуждает переосмысливать пробле му прав человека, отказаться от навязыва ния стандартов "свободного мира", чуждых политической культуре, мировоззрению многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Основной целью конференции был провозглашен всесторонний анализ со временных международных отношений, особенно в свете прекращения холодной войны и обращения к "новому мировому порядку", обернувшемуся, как отмечалось, массой малых локальных конфликтов и войн, причем сверхдержавы, предлагающие множество рецептов разумного устройства мира, бессильны остановить кровопролитие.
184 Сообщения
Работа семинара проходила в четырех секциях. 1. Различные направления запад ного глобального влияния: последствия для стран третьего мира, составляющего 5/6 на селения земного шара; 2. Неблагоприятное воздействие западной гегемонистской пол итихи и проблема прав человека в различ ных регионах незападного мира; 3. Домини рование западной точки зрения на пробле мы прав человека и правовая реальность западного общества; 4. От прав человека в западной трактовке к универсальному чело веческому достоинству.
Многообразие затронутых тем не дает возможности охватить все выступления, по этому рассмотрим наиболее интересные со общения, дающие представление об атмос фере конференции.
Доклад Джереми Сибрука (Великобри тания) "Средства массовой информации и культурное направление западного глобаль ного влияния" был посвящен теме экспан сии Запада через средства массовой инфор мации и культуру. Как считает Сибрук, вследствие безудержного наступления культа потребления происходит подавление национальных культур и ценностей. Даже "беднейшие трущобы Манилы или Мадраса ощетинились телевизионными антеннами". Люди потребляют массовую видеопродук цию вместо необходимых для человека мыс лей о вечном, о смысле жизни, о тайнах вселенной и т.д. Такая экспансия сродни за воеванию планеты для создания единой ми ровой системы.
Генеральный секретарь АСЕАН Аджит Сингх в докладе "АСЕАН в контексте ази атского возрождения" подчеркивал, что на сегодняшнем этапе исторического развития азиатские народы, несмотря на разницу ре лигий, традиций, культур и исторического опыта, с гордостью идентифицируют себя как "азиатов" — точно так же, как это делают европейцы, африканцы или амери канцы — и все более осознают свое единст во. Что же касается АСЕАН и Восточной Азии, то этот регион, простирающийся от Японии до Камбоджи, после окончания хо
лодной войны между сверхдержавами пол учил новые возможности для саморазвития и самовыражения. Страны-члены АСЕАН имеют высочайшие в мире темпы прироста ВНП — 6,9% в 1993 г. и 7,4% в 1994. Тер мин "восточноазиатское чудо" прочно вхо дит в лексикон. И "чудо" это, по мнению А.Сингха, возникает благодаря углублению связей внутри региона (несмотря на все су ществующие различия), доверию и уваже нию суверенитета друг друга. Создание AFTA и АРЕС, в которые вошли государст ва АСЕАН, позволяет, по мнению доклад чика, перегруппировать силы для выполне ния Богорской декларации. Азия действи тельно возрождается политически и, что особенно важно, экономически. Фан Иеу Тенг (Малайзия) в своем докладе "Военные направления западного глобального влия ния" напомнил, что приближается 500-ле тие прибытия Васко да Гамы в Калькутту, что положило начало проникновению Запа да на Азиатский континент. "Современную атаку" западной военной технологии до кладчик рассматривает как продолжение экспансии в Азии, в Африке, на Ближнем Востоке и задает вопрос: если колониализм объявлен достоянием истории, а холодная война — уже преодоленное прошлое, то по чему же на Западе, в частности в США, столь велики военные расходы? Кто будет следующим "новым врагом"? Не окажется ли концепция С.Хантингтона о столкнове нии цивилизаций (Запада и исламского ми ра, Запада и Китая) сценарием развязыва ния последующих войн?
Вторая секция непосредственно анали зировала проблему прав человека, как ее видят в различных регионах мира. Всеобщее внимание привлек доклад Кхие Бохуа и Ниу Лихая (КHP), в котором были сформу лированы требования к западному миру в нескольких пунктах: 1) уважение государ ственного суверенитета и территориальной целостности является краеугольным кам нем и основной гарантией прав человека; 2) насилие над правами человека как резуль тат различных форм расовой дискримина ции должно быть в центре внимания миро вой общественности; 3) право на самоиден тификацию; 4) целостность и взаимозави симость всего комплекса прав человека; 5) реализация прав остается наиболее важной задачей международного сообщества; 6) раз витие кооперирования в области прав челове ка является базой для взаимного уважения.
Выступление Индаи Лоурдес Саджер (Филиппины) было посвящено правам жен щин третьего мира. В некоторых азиатских государствах проблема прав человека сво дится к экономическим правам, а отрицание западных образцов ведет к увековечению культурной отсталости. С этим напрямую связано нарушение женских прав — диск риминация, откровенная продажа женщин, сексуальное рабство, насилие и эксплуата ция в семье, низкий образовательный уро вень. Все это нередко считается частным делом. Так, на Филиппинах испанский коло ниальный режим оставил в наследство па терналистское право, когда главой семьи всегда считается только мужчина, что, кста ти, характерно и для других стран Юго-Во сточной Азии. И любые попытки защитить права женщины считаются "разрушением общественного фундамента". Необходимо, говорилось в докладе, интегрировать прин ципы прав женщин в общечеловеческие права с учетом особенностей культур раз личных цивилизаций.
185
Мустафа Церин (Босния-Герцегови на) рассказал о трагической ситуации в своей стране, С его точки зрения, западное сообщество "проводит циничную полити ку", призывая уважать человеческие права, но поддерживая резолюции ООН против су веренитета и территориальной целостности Боснии-Герцеговины.
На четвертой секции обратил на себя внимание доклад Махмуда Мустафы Аюба (Ливан) "Азиатский дух и моральные ценности человека". В нем была представле на попытка обобщить три цивилизационных компонента: исламский, индуистский и буд дистский. В частности, рассматривая права человека с точки зрения классической исламской традиции, автор отмечает, что шариат (Священное право) разделяет "права Всевышнего" и "права его последователей". Права Создателя превыше прав человека. По мнению докладчика, "права человека, в соответствии с Кораном, теоцентричны в противоположность западной точке зрения, предполагающей антропоцентричность". В этом и заключается, как он считает, "клю чевой конфликт между Западом и ислам ским миром". Современная западная кон цепция прав человека, заявил Аюб, "чужда исламской религиозной традиции и идеоло гии". Поэтому Декларация прав человека, провозглашенная ООН в 1948 г., с самого начала оспаривается мусульманскими ин теллектуальными кругами, религиозными лидерами и политиками. М.М.Аюб привел пример Саудовской Аравии и Пакистана, которые в данном вопросе занимают диа метрально противоположные позиции, и это связано с различиями в их исторических традициях. В 1972 г., напомнил Аюб, ОИК выработала собственную Хартию междуна родного права и основ прав человека. В пре амбуле Хартии говорится, что ее участники стремятся к "сохранению исламского духа, этических, социальных и экономических ценностей как важного фактора достижения общечеловеческого прогресса". В 1980 г. на Исламском Совете Европы были выработа ны основы Исламской Декларации прав че ловека, а на следующий год Декларация бы ла передана в ЮНЕСКО.
Зиауддин Сардар (Пакистан) подробно остановился на цивилизационных и куль турно-исторических различиях в восприя тии современного мира. По его мнению, до минирующая точка зрения на универсаль ность прав человека может послужить свя зующим звеном между национальным и наднациональным законодательством, ко торые генерирует гражданское общество, обеспечивая безопасность индивида. Одна ко представления о гражданском обществе определяются только западными стандарта ми. Исламская же цивилизация исходит из иных стандартов и ценностей. Тем не менее, как считает докладчик, в вопросах о правах человека следует соотносить неизменяемые традиции Корана и Сунны с современными условиями, говоря о влиянии традициона лизма на развитие азиатских обществ и о необходимости учитывать особенности, присущие данной культуре, 3.Сардар при вел пример: исламские реформистские дви жения последнего столетия начинают обыч но с принятия идеи национального государ ства, в то время, когда это отсутствует в исламской философии и исторической тра диции. Следовательно, "азиатскую альтер нативу" следует развивать, только базиру ясь на доверии, и сохранять свои традиции, лишь соотнося их с современными проблемами.