Сайт портала PolitHelpПОЛНОТЕКСТОВОЙ АРХИВ ЖУРНАЛА "ПОЛИС"Ссылка на основной сайт, ссылка на форум сайта |
POLITHELP: [ Все материалы ] [ Политология ] [ Прикладная политология ] [ Политистория России ] [ Политистория зарубежная ] [ История политучений ] [ Политическая философия ] [ Политрегионолистика ] [ Политическая культура ] [ Политконфликтология ] [ МПиМО ] [ Геополитика ] [ Международное право ] [ Партология ] [ Муниципальное право ] [ Социология ] [ Культурология ] [ Экономика ] [ Педагогика ] [ КСЕ ] |
АРХИВ ПОЛИСА: [ Содержание ] [ 1991 ] [ 1992 ] [ 1993 ] [ 1994 ] [ 1995 ] [ 1996 ] [ 1997 ] [ 1998 ] [ 1999 ] [ 2000 ] [ 2001 ] [ 2002 ] [ 2003 ] [ 2006. №1 ] |
ВНИМАНИЕ! Все материалы, представленные на этом ресурсе, размещены только с целью ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права на размещенные материалы принадлежат их законным правообладателям. Копирование, сохранение, печать, передача и пр. действия с представленными материалами ЗАПРЕЩЕНЫ! . По всем вопросам обращаться на форум. |
28 июня 1995 г, в Москве состоялось представление новой общественной орга низации — Академии политической науки. Мы публикуем выступление на этой церемонии президента Российской ассоциации политической науки, члена-коррес пондента РАН Анатол |
Полис ; 01.08.1995 ; 4 ; |
187
УЧРЕЖДЕНИЕ АКАДЕМИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
28 июня 1995 г, в Москве состоялось представление
новой общественной орга низации — Академии политической науки.
Мы публикуем выступление на этой церемонии президента Российской ассоциации
политической науки,
члена-коррес пондента РАН Анатолия Васильевича Дмитриева.
Редакционный совет, редколлегия и редакция журнала "Полис" пользуются случаем, чтобы поздравить всех российских политологов с появлением нового профессионального объединения в их среде и пожелать ему всяческих успехов.
Мне оказана честь представить Академию политической науки — общественную организацию, объединяющую на основе общности профессиональных интересов на иболее авторитетных политологов — ученых и практиков. Академия создана иници ативной группой политологов разных возрастов из состава Российской ассоциации политической науки. Появление у нас в стране таких общественных академий, формируемых по дисциплинарному и профессиональному признакам, — не простая дань моде, не проявление, как это принято иногда считать, в общем-то естественного желания ученых получать звании академиков, а выражение стремления научного сообщества обеспечить себе какую-то независимость от официальных институтов, где есть, хотя и несколько изменившиеся, но все же — начальники. Кроме того, членов подобных объединений привлекает сама возможность профессионального личного общения, — ради которого и создавались ранее академии (неважно кем, монахами или философами). Важным в нашем случае представляется и восстанов ление научных традиций отечественной политологии. К сожалению, у некоторых нынешних авторов, а особенно у телевизионных комментаторов, политология ассо циируется в основном с поверхностным знанием западной политической мысли.
Процесс становления современной политической науки — извините за банальное напоминание — начался в США, Западной Европе и России практически одновре менно (с середины XIX в.). Профессора Московского и Санкт-Петербургского уни верситетов Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский, К.П. Победоносцев — юри сты-государствоведы, историки — В.О. Ключевский, П.Н. Милюков занялись конст руированием новой науки. К ним присоединились позднее философ П.А. Флорен ский, социолог П.А. Сорокин, экономист М.И. Туган-Барановский, другие блестящие умы.
В советское время политологи, хотя и однобоко, но все же наращивали знание. Как многие знают, в прошлом сложность и неопределенность предмета исследования привела к тому, что мир политического подвергся расчленению и стал объектом изучения права, социологии, истории, философии и других дисциплин. Но, начиная с 60-х годов, возрождается понятие политической науки; увенчались успехом попыт ки члена-корреспондента АН СССР Г.Х. Шахназарова, поддержанные многими вид ными учеными — Ф.М. Бурлацким, Ю.А. Красиным и др., интегрировать политиче ские дисциплины в единую область знания,
Но политологи так и не смогли избежать идеологизации своей науки. С начала 90-х годов произошли кардинальные изменения. Если ранее советские политологи были "охранительными консерваторами" по отношению к собственной стране и последовательными революционерами" — по отношению к западным странам, то отныне роли решительно поменялись: у нас преобладают радикалы и критики своей собственной страны и консерваторы — в отношении других стран. В связи с этим может возникнуть несколько ироничный вопрос. Следует ли считать нынешних отечественных политологов "жертвами режима", как прошлого, так и настоящего, не желающего отделить науку от идеологии, или принадлежащими к научной про фессии, пользующимися современными методами анализа?
Ответ на этот вопрос, по-видимому, однозначен для большинства присутствующих. Переход российского общества к новому качеству адекватно меняет позицию всех общественных дисциплин. Политическая наука, как их важная часть, на наших глазах приостанавливает настойчивые попытки объяснить тенденции развития общества, столь богатые противоречиями и неопределенностями, исключительно методами "по длинно и единственно научного, единого мировоззрения" — марксизма-ленинизма.
188 Научная жизнь
Одновременно мы являемся свидетелями и растущего политического фетишизма отечественной интеллигенции, ее крепнущей уверенности, что спасение общества — в правильных политических решениях руководства страны. Политологи, как наибо лее беспокойная часть интеллигенции, почему-то по-прежнему твердо уверены, что рационально выстроенные конструкции — многопартийность, парламентаризм, са моуправление, рыночное законодательство и тому подобное — могут сами по себе, быстро и в корне изменить общество. Некоторые даже убеждены, что это все можно было бы запрограммировать и сделать через 499 дней (не считая дня принятия означенной программы).
Разумеется, для любого профессионала очевидно, что поспешная реализация неколебимой веры в самодостаточность реформирования политических институтов приводит к росту социополитических противоречий, к опасности дальнейшего от чуждения власти, поскольку выходящая за рамки менталитета основной части насе ления ускоренная политическая мобилизация всегда обречена на неудачу. Иными словами, реформы прочно могут опираться лишь на опережающее развитие культу ры всего общества, особенно культуры политической.
Здесь позвольте сделать отступление от основного текста. Символично, что пред ставление нашего общественного объединения политологов проходит в здании Рос сийской академии государственной службы, где преподают многие известные уче ные. Эта организация, как и Российская академия наук, университеты, многие другие научные и преподавательские учреждения фактически являются "последни ми баррикадами" в защите общества от необразованности и бескультурья политиче ских деятелей. Согласие, диалог при одновременном учете интересов целого и части, которым здесь обучают, представляет собой, по сути дела, процедуру защиты прав личности и социальных групп от склок, скандалов, конфликтов вокруг распределе ния престижа и благ.
Отмечая открытость политологии по отношению к другим наукам и признавая некоторую эклектичность ее методов, не следует драматизировать ситуацию, когда действует закон "импорта". Именно в творческом использовании данных и методов других наук — сила политологии.
Академия политической науки — открытая организация. Мы надеемся, что в ее деятельность включатся многие известные ученые, преподаватели, представители национальных политических и деловых кругов на индивидуальной основе. Одновре менно инициаторы Академии — против партийных пристрастий всей организации, что не означает отказа от экспертной работы и оценок деятельности тех или иных структур. Мы не знаем предела наших усилий, как мы не знаем и окончательных ответов на волнующие нас вопросы. Но мы все же задаем их, и у нас остается единственная форма участия — выбор профессиональной и нравственной позиции.