Сайт портала PolitHelpПОЛНОТЕКСТОВОЙ АРХИВ ЖУРНАЛА "ПОЛИС"Ссылка на основной сайт, ссылка на форум сайта |
POLITHELP: [ Все материалы ] [ Политология ] [ Прикладная политология ] [ Политистория России ] [ Политистория зарубежная ] [ История политучений ] [ Политическая философия ] [ Политрегионолистика ] [ Политическая культура ] [ Политконфликтология ] [ МПиМО ] [ Геополитика ] [ Международное право ] [ Партология ] [ Муниципальное право ] [ Социология ] [ Культурология ] [ Экономика ] [ Педагогика ] [ КСЕ ] |
АРХИВ ПОЛИСА: [ Содержание ] [ 1991 ] [ 1992 ] [ 1993 ] [ 1994 ] [ 1995 ] [ 1996 ] [ 1997 ] [ 1998 ] [ 1999 ] [ 2000 ] [ 2001 ] [ 2002 ] [ 2003 ] [ 2006. №1 ] |
ВНИМАНИЕ! Все материалы, представленные на этом ресурсе, размещены только с целью ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права на размещенные материалы принадлежат их законным правообладателям. Копирование, сохранение, печать, передача и пр. действия с представленными материалами ЗАПРЕЩЕНЫ! . По всем вопросам обращаться на форум. |
84 Версия Замкнутый на своих проблемах, национальный "изм" самодостаточен. Тем не менее, поставленный перед задачей убедить собственный |
Полис ; 01.08.1995 ; 4 ; |
НАЦ"ИЗМ" В ЗЕРКАЛЕ "НАЦИЯЗА"
В.А. Михайлов
МИХАЙЛОВ Валерий Алексеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уль яновского государственного технического университета.
От редакции. Три года назад В.А. Михайлов, преподававший в то время политологию в одном из кишиневских вузов, выступил на страницах нашего жур нала со статьей, в которой анализировались формы и этапы эволюции националь ного движения в Молдавии от начала перестройки ("Полис", 1992, № 4). В данной работе автор, продолжая теоретически осмысливать молдавский "материал", обосновывает идею о том, что один из плодотворных путей раскрытия природы современного национализма — экспликация категориального содержания нацио нального "изма" (нац"изма") через его язык — "нацияз" как вариант оруэлловско го "новояза".
Национализм представляет собой такую форму протекания экономических, пол итических и иных социальных процессов, которая всегда стремится преодолеть свое инобытийное состояние и обрести статус самостоятельной сущности. В развертыва нии национализма обязательно наступает момент, когда уже не национализм сопут ствует социально-экономическим и прочим переменам, а сама общественная жизнь начинает "сопутствовать" процессу объективации национального "изма" (нац"из ма"). Поэтому к изучению национализма можно подходить "извне", описывая его как "зависимую переменную" и воссоздавая причинно-следственный ряд в механиз ме "порождения целей". Но можно исследовать национализм и "изнутри", рассмат ривая его в качестве "независимой переменной" и реконструируя логику "целевого причинения". Ведь только в последнем случае встает важнейший вопрос о природе национализма. Представляется, что наиболее короткий путь к самопричиняющему ядру национализма пролегает через экспликацию категориального содержания на ционального "изма", отражаемого в его терминологии и языке ("нацияз").
В национализме нет более расхожего термина, чем "нация". П. Гиро, а затем С. Юл и Г. Хардан, опираясь на математическую статистику, вывели формулы, со гласно которым многозначность слова пропорциональна частоте его употребления. В национализме термин "нация" благодаря своей многозначности наполняется все обозначимым и всезначимым содержанием. С одной стороны, "нация" и ее произ водные ("национальные цели" и т.п.) постоянно сопутствуют человеку, а для этого они должны обладать вполне осязаемой и доступной каждому формой. С другой — "нация" должна быть повсюду, и потому она становится трудноуловимым для людей феноменом.
Таким образом, понятие "нация" в национализме имеет тенденцию терять свое социальное содержание. Кто-то предпочитает сводить его к биологической трактовке и, вольно или невольно, эволюционирует к расизму*. Кто-то упирает на моральный долг или вселенское происхождение нации . А в целом "нация" из социально-пол итического понятия переводится в а- или в сверх-социальный статус, что рано или поздно одинаково оборачивается антисоциальной направленностью.
*"Мы решили, согласно принятой у нас концепции вульгарного социологизма, что этнос — понятие социальное, родственное понятию класса и потому рукотворное... Это не так... Человек есть природа, и этнос (народ, нация) категория природная",— пишет Дм. Балашов (см.1). Когда Р. Дмовскому, одному из лидеров польского национализма XIX в. ("Лига народов"), не хватало прочих аргументов, он извлекал последний: "...поляки отличаются от русских с расовой точки зрения" (2).
** Компартия Грузии, подстраиваясь под общественное мнение, поспешила записать в своем варианте "Концепции национального развития": "Стремление к национальной свободе и государственной независи мости — священное право и нравственный долг каждого цивилизованного народа" (3).
78 Версия
Националистическое сознание является массовым сознанием. Для абсолютного большинства людей коллективная форма представительства личных желаний и устремлений весьма привлекательна тем, что позволяет в комфортной, безопасно-без личной оболочке представить на всеобщее обозрение свои самые сокровенные и затаенные (зачастую отнюдь не бескорыстные) мечты — выразить невыразимое. Но "массовизация" сознания есть одновременно и его "атомизация": чем отделеннее совокупный "изм" от индивидуальных сознаний, тем во все большей мере он начи нает выступать в качестве отдельного явления. В национализме поэтому не только индивидуальное сознание теряет некоторые важные личностные характеристики, но и у массового сознания пропадают свойственные ему черты размытости, аморфности, бесформенности. Абстракция "нация" — по мере выдвижения национального воп роса на видное место в общественной жизни — начинает мыслиться и переживаться как самостоятельная личность, как целостный субъект исторического действия. Кстати, этим объясняются неизбывность и правомерность рассмотрения социально психологических форм жизнедеятельности различных групп общества (в том числе и наций) по аналогии с психической жизнью индивида. Недаром психоаналитиче ские выкладки имеют столь большое эвристическое значение для понимания межна циональных конфликтов, а работы Г. Лебона, Г. Тарда, К. Юнга и т.д. (несмотря на все претензии, предъявляемые к их научному статусу) — столь респектабельны в качестве первоисточников по проблематике массовых социальных движений.
* * *
Уже в конце 80-х годов в большинстве республик бывшего СССР, где разверты вались национальные движения, их творческая интеллигенция формирует некото рое идеальное пространство ("население" — "народ" — "нация" — "род") и наде ляет его такими свойствами (абсолютная ценность, вечность и проч.), которые по зволяют отныне национальной принадлежности жить как бы самой по себе. "Человек массы" при этом отнюдь не перестает чувствовать и размышлять, но делает это теперь через опосредующим контроль сверхразума, сверхценности, сверхличности в виде официально оформленном национальной идеи. Нация — "высшая реальность" (из программы итальянской "Фаланги"), но только в мистическом "родстве по кро ви" можно достигнуть этого "высшего" (асоциального) единства нации.
Националистическая трактовка нации предельно выпукло характеризует точку зрения национализма на природу взаимосвязи "национального" и "социального", а следовательно, и сущности межнационального общения. Во всяком продвинутом национализме нации рассматриваются как монады, твердые и непроницаемые тела, которые постоянно сталкиваются, но в результате только взаимоотторгаются. Основ ная форма их связи — борьба и уничтожение, поскольку компромисс невозможен.
Здесь мы выходим на следующий важный для анализа национализма термин — "враг", с которым соотносится почти все логическое содержание понятия нации: чем крепче связи внутри нее ("Мы"), тем слабее и конфронтационнее они с "врагами" ("Они"), и наоборот.
Для национализма, в отличие от патриотизма**, идейно-политическое значение образа "врага", пожалуй, гораздо значимее самого понятия нации. "Враг" — зерка ло, двойник всякого национализма. Символично самоназвание субъектов (коллек тивных лидеров) "советских" национальных движений — "фронтист" (Народный фронт Молдавии, Народный фронт Эстонии и т.д.), указывающее на бессмыслен ность и бесперспективность существования национализма без какого-либо фронта борьбы. "Враг", как и все употребляемые в нациязе понятия (точнее — образы), это собирательный и предельно расплывчатый термин и одновременно единичный и конкретный носитель опасности для нации. Конкретные "враги нации" меняются постоянно, но присутствие врага неизменно. Обычная "стойка" националиста — "Аванте! Враги повсюду и где-то. Или стой неподвижно, или беги безоглядно".
* В Молдавии ведущий национальный поэт заявил тогда четко и честно: "Мы пытаемся поднять из руин поверженный монумент, имя которому — чувство рода" (Г. Виеру).
** Патриотизм ("созидающий" национализм) личностен, зиждется на любви, оборонителен; национализм ("отрицательный" национализм) — публичен, основывается на ненависти, наступателен, агрессивен. Патриотизм произрастает в культуре, ищет уроков, склонен к покаянию; национализм функционирует преимущественно в политической сфере, сводит исторические счеты, требует покаяния от других, патриотизм убедителен, национализм принудителен. Патриот говорит: "Нам хотелось бы..."; националист кричит: "Мы требуем...".
79
Национализм, рождающийся в атмосфере неопределенности будущего и много кратно усиливающий ее своим развертыванием, чрезвычайно оживляет чувство "временной перспективы" (К. Левин). Тревожное ожидание худшего становится ве дущим способом ориентации в мире*. Поэтому у понятия "враг" — в силу огромного потенциала запугивания — не только большие возможности сплачивания, но с его помощью, кроме собственно интегративной, можно вполне сносно отправлять и все другие традиционные функции любого идеологизма, например когнитивную: только "враг" виноват в прошлых, настоящих и будущих бедах; на него списываются собст венные промахи и неудачи. "Враг" превращается в универсальный объясняющий принцип. А вследствие того, что по тем или иным основаниям во враги можно записать кого угодно (вплоть до части собственной нации), предоставленный сам себе национализм имеет тенденцию к неограниченному распространению и обнаружива ет безмерный и ненасытный характер.
Категория "враг" показывает, что у всякого "изма" есть низшая (индивид) и высшая (человечество в целом) границы, за пределы которых и на уровне которых идеология не может самовозрастать. Ведь по мере удлинения цепочки представи тельства интересов (индивидуальные — коллективные — общечеловеческие), во первых, обозначается предел противостояния "другим", а во-вторых, нарастает напряженность — внутренняя (социальная и индивидуальная обезличка на фоне тяжелой формы национальной озабоченности) и внешняя (конфронтация с "ними"). Идеологизм успешно функционирует только на уровне узкогрупповом и обслужива ет исключительно противоборство с другими группами.
Рассмотренная категория "враг", соотнесенная с понятием нации, дает возмож ность определить некую точку "X" в процессе объективации всякого национального "изма", проходя которую патриотизм неизбежно перерастает в национализм (шови низм). Когда Х. Сетон-Уотсон в работе "Национализм и коммунизм" (1964) сравни вает национализм с двуликим Янусом: одно лицо носит черты Гарибальди, а на другом — маска коменданта лагеря смерти, — то национализм здесь еще дается в статике, вне внутренней логики развития, без указания на основное направление его эволюции. А если проследить главный вектор практического воплощения нацио нального "изма", то им окажется постепенный, но неуклонный процесс превращения угнетенного в угнетателя.
Маленькое отступление. Обычно подчеркивают "превращенный" характер иде ологии, иногда высвечивают "извращающую" роль этого идейно-политического яв ления Нового времени. Мне же кажется, что идеология есть такая форма "прелом ления" действительности, где "превращенное" сознание составляет необходимое условие "преобразующего" действия. Если в отношении национального "изма" за даться вопросом, какой из глаголов способен наиболее точно описать его практиче скую функцию, то этим глаголом окажется "обострить" — вопрос, ситуацию, про блему, отношения и т.д. Отсюда (в известном смысле) идеология, не переставая быть "превращенной" формой сознания, выступает вместе с тем как зримое, рельефное, а главное — единственно убеждающее — отражение и выражение разницы в инте ресах (состоянии, силе и проч.) тех или иных социальных групп. "Искаженное" (преувеличенное) в данном случае предстает как выявляющее и уточняющее. Партийная (революционная) субъективность выступает как необходимый (пусть неже ланный и почти всегда неоправданный — с точки зрения морали и т.д.) способ преодоления квазинаучного (нейтрально-застойного) объективизма.
* Так, проекты законов о языках еще только обсуждались в Молдавии, а русскоязычное население в Приднестровье уже поднялось на упреждающие забастовки. Главным стал не текст (законов), а контекст (тенденции). В национализме даже ответ другому национализму становится реакцией на "далекое буду щее". Национализм не может не плодить своих противников-двойников, в борьбе с которыми он легити мизирует свои притязания и укрепляет свое положение.
80 Версия
Но вопрос остается: где и при каких условиях патриотизм перерастает в национализм, т.е. "превращение" оборачивается "извращением"? В нашем случае в движе нии национализма была определена гипотетическая точка "X", когда национальная идея начинает объединять людей не "за", а "против". Причем следует усилить вышесказанное и заявить, что природа национализма изначально противоречива и двойственна: национальный "изм" носит в самом себе (да еще в качестве главного смыслообразующего ядра!) свою собственную противоположность, а именно — ве дущий империалистический лозунг "расширение — это все". В борьбе с империализ мом (действительным или мнимым) национализм рано или поздно сам наполняется шовинистическим духом и приходит к идеям "этнической чистки", "чистоты расы" и проч. Националистический способ "собирания" нации, возводящий национальную принадлежность в универсальную профессию, сам по себе не может не порождать противодействие, а следовательно, и "врагов", которые противятся и мешают "на циональному возрождению".
* * *
"Нация" и "Враг" — примеры терминов, представляющих тот слой националь ного "изма", который принято называть националистической идеологией. Однако наибольший его массив представлен социально-психологическим пластом, который, в свою очередь, утопает в глубинах подсознания. Недаром в основании практически каждого национального "изма" мы находим Поэта, а не Мыслителя.
Как и любой "язык вызова", нацияз — преимущественно эмоциональное явле ние. С его помощью национализм очерчивает тот круг, границу которого "национа лизированный" человек ни в коем случае не должен переступать (чужое-чуждое враждебное). Для него характерно не только засилье базисных слов (функция — зацикливание сознания на строго определенной, в данном случае — национальной тематике), но и дихотомичность самих слов: "Мы" ("Нация") — "Они" ("Враг") и т.д. Обычно подобная языковая антонимия возникает от антиномичности окружаю щей действительности. В национализме все наоборот — с помощью первой нацияз провоцирует вторую.
Наиболее представительной символико-категориальной парой данного структур ного звена национализма являются понятия "Ада" и "Рая". В качестве терминов они редко используются в нациязе (сказывается специфика разбираемого уровня), зато в качестве архетипа националистического сознания присутствуют в любом из изве стных национальных "измов". С их помощью формируется общенациональная ус тановка и задается общий ориентир в текущей жизнедеятельности нации.
Картины "Рая" (приукрашенного прошлого и идеализированного будущего на ции) рисуют творческая интеллигенция, "Ада" (негативного прошлого и катастро фического настоящего нации) — конструируют политиканствующие диссиденты. "Рай" — зазываюше идеалистичен, "Ад" — отвергающе практичен. Общая тенден ция в развертывании национализма состоит в переходе от стимуляции народного духа "Раем" (время "песенных революций") к подстегиванию его "Адом" (период межнациональной конфронтации и военных действий). Обещанный "Рай" отодви гается "на потом" и, как правило, очень рано изымается из лексикона нацияза или начинает употребляться исключительно в сослагательном наклонении ("если бы нам не мешали..."), т.е. — на фоне и в сопровождении понятия из "адского" арсенала ("Враг"). Таким образом, национализм, подчиняясь внутренней программе своего развития, способен перевести из возможности в действительность в основном "адо вы" компоненты национального "изма" (страх, боль и т.п.).
"Ад" и "Рай", разумеется, резко контрастируют друг с другом (по принципу: чем беспросветнее покажется вчера, тем более радужным и желанным окажется буду щее). "Мы", может быть, и обладали "Раем", но в прошлом. Теперь его заняли другие ("колонисты", "оккупанты" и т.п. — в "советском" варианте), сделав нас своими рабами. "Они" обладают "Раем" сегодня, а для "нас" все — в будущем. Но никак не может быть "Рая" для них и для нас одновременно. Рай для них — это ад для нас. Отсюда — могучий импульс к массовому действу во имя обретения земли обетованной. Главная идеологическая задача решается именно на этом уровне и состоит в том, чтобы: 1) нарисовать "Рай" и позвать в него народ; 2) напугать "Адом" и подтолкнуть нацию к бегству из него. Этим самым обеспечивается последователь ное "движение": на основе существенного "сдвига" в сознании нации достигается массовое "национальное движение", в результате которого, в свою очередь, произ водятся те или иные подвижки в социальных основах национальной жизни.
81
Таким образом, идеологизированное сознание—это не просто массовое сознание, это сознание движущейся массы. В. Райх в свое время отметил, что фашизм является своеобразным сплавом революционных эмоций с реакционными социальными иде ями (4). Нац"изм" — такой же исполин-айсберг, в основании которого — разбужен ное и растравленное национальное чувство, а верхушку венчает успокоительный националистический проект.
Известно, что всплески национализма по месту и времени совпадают с кардиналь ными социальными сдвигами в обществе. Сознание людей в такие эпохи крайне амбивалентно. Национальный "изм", редуцируя (рационализируя! - "Просвеще ние" по-нац"истски") картину мира до этноцентризма и межнациональной дихото мии, тем самым канализирует (направляет и ведет) вырвавшуюся на волю стихий но-эмоциональную массу. При этом важно отметить, что, внося в мечущееся массо вое сознание биполярную (упорядочивающую) мировоззренческую установку, на ционализм порождает, по сути дела, новую систему регуляции сознания и поведения людей. Главное — изменяется механизм взаимосвязи индивидуального и обществен ного сознания: снижается роль и значение индивидуального рационального начала; индивидуалистическое подсознание, минуя индивидуальный разум, напрямую со прягается с коллективной установкой; происходит сверхрационализация нерацио нального. На первое место выдвигаются волевые импульсы. Характерно, что нацио нализм неизменно тяготеет к иррациональному течению в мировой общественной мысли. Один из признанных украинских националистов, тонко чувствовавший при роду национализма, демонстрировал почти шопенгауэровский дискурс, когда ука зывал, что именно воля составляет "главный признак нации и основной пункт в националистической идеологии" (5).
* * *
Итак, национальный "изм" произрастает и нормально функционирует лишь в крайне зауженном логическом пространстве при одновременном обязательном рас ширении эмоционально-чувственного поля действия. Сознание здесь кризисное и конформистское одновременно (характерная черта "авторитарной личности", по Э. Фромму и М. Хоркхаймеру). Национализм просто вынужден провоцировать споры (а с ними и раздоры): какая нация "историчнее" и кто "арийнее"? В идеале нацио нализму требуется ни на секунду не выпускать сознание людей из атмосферы всяче ских тревожных сообщений. Поток национальной идеи должен достигать такой плот ности, чтобы никто просто не в силах был воспринять чужую боль как свою, так как все вокруг обращается исключительно в собственную, постоянно ноющую рану.
Естественной языковой структурой для бушующего половодья эмоций становятся клише: "СССР — тюрьма народов", "интернационалист-шовинист" и т.д. Узость разума достигает предела, ибо основной единицей мысли становится лозунг. Система мировоззренческих категорий выстраивается между двух полюсов: "Нация", "Рай", "Мир", "Истина" и т.д. — "Враг", "Ад", "Война", "Ложь" и т.п. Дихотомия на уровне абстракции (застойность мышления) и безбрежный океан чувств (крайняя лабильность чувственно-эмоционального поля) отныне встречаются и взаимно пи тают друг друга.
Так как национализм — это, в основном, поведенческая форма мыследействия, то нацияз — при прочих равных условиях — вообще предпочитает пользоваться внеязыковыми средствами общения и убеждения, ибо именно они напрямую связы вают национальную идею с подсознанием человека. В качестве показательного при мера можно сослаться на знаменитые в Молдавии обличительные рисунки В. Курту и Б. Трифана — местных Кукрыниксов, а также на митинговые мероприятия типа молдавского "Великого Национального Собрания" (в иных местах это "Вече", "Курултай" и т.п.).
Запятнать, осрамить и этим вытравить альтернативный "изм", минуя все теоре тические экскурсы, — изобретение не новое и используется в политике разными силами. Когда, например, некие лица (на обложке журнала "Столица", 1992, № 7) поместили звездочку союзного герба на женском срамном месте, они сделали отвра тительный, но беспроигрышный ход: святое отношение к советским государственным символам уничтожается навсегда и в любом случае (независимо от убеждений и характера реакции).
82 Версия
Молдавский национализм редко использовал подобные приемы, но эффектив ность нерациональных форм воздействия была не меньшей. В упомянутых рисунках Курту и Трифана можно было обнаружить весь арсенал нацияза: разделение "мы — они" (в виде противопоставления культурных символов — шапки и кушмы); показ вездесущности и экспансионизма "врага'' (то это на все готовый советский солдат, то приднестровский злопыхатель-забастовщик, то лихой залетный казак); предуп реждение об угрозе (Молдова — в образе беззащитной девушки перед вооруженным агрессором) и т.д. Благодаря такой бессловесной, но крайне доходчивой форме (ис пользуемой самыми читаемыми газетами и журналами) нац"изм" добирается до каждого человека и надолго оседает в его душе. Редукция языковых структур до чувственно-эмоциональных форм — еще одна тенденция в развитии национализма. В пределе речь становится фоном эмоций, логическое превращается в магическое.
Нацияз как средство массоводства наиболее зримую форму находит в национали стических массовках. Великие Национальные Собрания (все слова — только с боль шой буквы!), неоднократно проводившиеся на главной площади Кишинева, — пре красный тому пример. Это своеобразный "совет" народа. Тут происходит его "соби рание" и "соборование". Здесь не только присутствует в сжатом виде вся нация, она действует. Это мини-революция, пролог, репетиция настоящей революции. Здесь как бы уже достигнуты все цели: народ един; нация переживает катарсис и предстает в новом качестве; предвкушается победа, ибо территория (площадь) уже очищена от "врагов", повсюду "наша" речь, "наши" знамена. "Ад" испарился, "Рай" воцарил ся. Хочется кричать от переполняющих положительных эмоций. Практическая цель подобных митинговых мероприятий в том и состоит, чтобы получить массово-поло жительное закрепление национализма. Конечно, отрицательные эмоции (страх, подозрения, обиды и т.д.) играют очень существенную роль в национализме, но они не могут быть закрепляющей основой национального "изма".
* * *
Теперь о некоторых других важных чертах нацияза, позволяющих уточнить категориальное содержание национального "изма" и углубить представления как о внутренней логике его развертывания, так и о характере его практического вопло щения. Национальная идея находит себе адекватную среду обитания только в сме щенном пространственно-временном континууме. "Нация" пребывает вне реально го пространства-времени (в молдавском варианте она приходит откуда-то из времен дако-гетов и растворяется в каких-то заоблачных далях). Поэтому эпоха националь ного движения, когда национальный вопрос выдвигается в центр общественной жиз ни, а нация становится ведущим фактором политического действия, — по своему социальному содержанию всегда есть эпоха переходная. Национализм, разрушая старые межнациональные отношения, тем самым (опосредованно) изменяет (в ос новном, разрушает) и всю совокупность общественных отношений.
Чтобы началось подобное "национальное движение" по "смещению" социальных структур, необходимо, как минимум и в первую очередь, "сдвинуть" мировоззрен ческие ориентиры и главные точки опоры в сознании нации. Но народ сам не может восстать против самого себя, устоявшихся норм и сложившегося образа жизни. Нуж на сила, которая бы помогла перевести народ из позиции "в себе" в позицию "для себя". Нужна сила, которая бы одновременно была нацией и стояла вне нации, выражала ее интересы и прививала ей новые, т.е. являлась бы как слугой народа, так и его господином. Таким образом, на уровне своего субъекта национальный "изм" обязательно двусоставен: во главе — лидер, активная часть, "контролирующее мень шинство" (Дж. Сартори); в подножии — основная и пассивная часть народа, "сочув ствующие". Их связывает между собой закон зависимого ожидания: масса передове рила защиту своих интересов субъекту и теперь ожидает от него активных действий.
83
Наблюдается асинхронность* в социально-психологических, политических и иных подвижках: когда на уровне элиты уже происходит мировоззренческая пере ориентация, народ еще "спит"; когда субъект национального движения начинает самоорганизовываться, народ только-только пробует расстаться со старыми ценно стями, и т.д. Поэтому содержание и структура национального "изма", а также лексика, морфология и проч. нацияза соотносятся не столько с когнитивной, сколько с нормативной, мотивационной и мобилизационной функциями идеологии. Народ приходится не только "вести", но и "тащить" за собой. Как выразился однажды в одном из доверительных интервью экс-лидер Христианско-демократического на родного фронта и экс-премьер правительства Молдовы М. Друк, "народ — животное, его нечего спрашивать, его надо запрячь и кнутом гнать в нужном направлении" (6).
* * *
Пользуясь терминами инноватики, можно подчеркнуть следующий момент. На циональная идея распространяется по "телу" нации двумя "потоками". Первый — целенаправленный, плод деятельности субъекта. С этой стороны сознание нации в эпоху национального движения не есть продукт внутреннего развития, а составляет результат внешнего воздействия. Поэтому, хотя национальное движение по форме достаточно легитимно ("воля народа" приводит националистических вождей к вла сти, кладется в основу конституционного переворота и пр.), однако на деле эта воля не является вполне суверенной. Она "распределена": воля у народа, но ее суверени тет — в руках элиты; она направляема и управляема.
С другой стороны, диффузия национальной идеи представляет собой стихийный процесс. Достаточно указать на феномен трансформации новшества ("изма") в "цепочке распространения" (К. Роджерс), в результате которой национальный "изм" всегда выходит за пределы индивидуальных и коллективных интересов, воз можностей элиты и даже всей нации. Отсюда национальная идея не только "входит" в народ иначе, чем в субъект (вносится извне, а не порождается внутри), но и "выходит" из него по-своему: нац"изм" здесь скорее "изнашивается", чем "выносится".
Основная тенденция развития национализма — все более полное и жесткое раз деление на "наших" и "ненаших". Но чем строже проводится межэтническое разме жевание, тем нечетче все другие социальные стратификации. Национальная гомо генность подминает под себя социальную, экономическую и прочие гетерогенности. В нациязе начинают соответственно преобладать этнокультурные термины. Нало женные на нейтральные к советской "пятой графе" области жизнедеятельности человека, они дают крайне искаженное представление о действительности**. Для обычного языка, описывающего многомерную реальность, понятийный аппарат на цияза совершенно непонятен: "коренной народ" в Крыму, это кто — крымские татары? русские (до 1954 г.)? украинцы (после включения полуострова в состав Украины)? Денотатный мир национализма включает в себя, в основном, идеализи рованные и вымышленные объекты.
* Указанны асинхронность — лишь маленький штрих в характеристике многообразных структурных преобразований в национальном движении. По методу оппозиций можно было бы составить длинные таблицы, отслеживающие эволюционную взаимосвязь составляющих" национализма. Примером может служить следующая табличка.
Этапы "советского" национального движения (НД): |
Зарождение и легализация: |
Институализация и легитимация: |
Огосударствление и раскол: |
Активная часть НД (главный элемент субъекта) |
Творческая интеллигенция |
Диссидент |
"Перебежчик" |
Социальное качество массы |
"Нация" |
"Толпа" |
"Зритель" |
Движущий мотив |
Любовь |
Ненависть |
Зависть |
Форма национализма |
Патриотизм |
Шовинизм |
Национализм |
Субъективный характер деятельности |
Просвещение |
Мессианизм |
Популизм |
Объективный характер деятельности Идейно-политическая форма |
Созидание Идеократия |
Разрушение Этнократия |
Гниение Этакратия |
** В политической практике это оборачивается неадекватными действиями. Например, национально озабоченный человек голосует на парламентских выборах не за личные качества кандидата в депутаты и не за предлагаемую им социально-экономическую программу, а просто за национальность претендента.
84 Версия
Замкнутый на своих проблемах, национальный "изм" самодостаточен. Тем не менее, поставленный перед задачей убедить собственный народ, нейтрализовать "третью силу" и "обесточить" иноязычных, национализм не может не ввязываться в словесные дуэли. При этом нацияз все равно предстает главным образом как бесконечный и безудержный разговор с самим собой (монолог сумасшедшего). Гос подствует "радиофоническое слово" (В. Турбин): один говорит и ничего не слышит, все слышат и ничего не говорят. Действует схема, обратная культурной схеме нара щивания информации: чем меньше знания, тем меньше и незнания. Основное сред ство критики — подмена понятий. Конечно, национализм в большинстве случаев вовсе не задается сознательной целью исказить или ограничить знание. Все гораздо проще, удобнее, а главное, неподсуднее. Нац"изм" эмоционально метит знание. Давая оценку информации ранее момента получения самой этой информации, он формирует внутреннюю "автоблокировку" на выработку и получение объективного знания. Естественно, на все предложения противной (и даже нейтральной) стороны следует лишь негативная, недифференцированная и отторженческая реакция.
Национальный "изм" сходен со многими другими формами нерационального сознания (миф, утопия, религия и т.д.). Можно выделить, например, мифологиче скую компоненту национализма: разделение жизненного потока на "священное" ("Рай") и "профанное" ("Ад") пространство; акты творения ("национальное воз рождение", "возвращение к истокам"); ритуал и инициации ("Великое Националь ное Собрание") и т.д. Само национальное движение можно рассматривать как геро ическую попытку восстановления "Нации", т.е. того изначального порядка, кото рый ныне ослаблен и искажен. Поэтому естественно, например, что Штефан Вели кий, живший несколько веков тому назад, уже не столько предок, сколько современник*. Таким образом, то, что для ненационалиста есть Порядок (историче ски сложившаяся интернациональная структура населения страны и т.д.), — для националиста выступает как Хаос, который необходимо упорядочить, т.е. привести в соответствие с вновь обретенной сакральной ценностью.
В своей взаимосвязи с иными "измами" национализм агрессивен и экспансивен. В стремлении к собственному монизму он разрушает все встречающиеся на его пути цельные теории и учения. Это можно показать на примере фашизма — в отношении социализма и на примере национализма — в отношении религии. Так, любого националиста легко распознать по его бесконечной любви к "сакральным" словам: "Святая Русь", "Святой Штефан чел Маре", "Священная идея Воссоединения с Румынией" и т.д. Сверхчеловеческое измерение жизни требует соответствующего нечеловеческого языка. При этом национальный "изм" всегда дотягивает только до роли "эрзац-религии" (У. Матц), ибо в своем стремлении самому превратиться во всепоглощающую религию он чрезмерно политизирует ее, т.е. низводит до чисто служебной функции.
Если собрать и сравнить между собой многочисленные программы и заявления разнообразных националистических движений, высказывания и интервью их лиде ров и т.д. (на протяжении всей эволюционной линии национализма), то обнаружи вается знаменательный факт: чем "чище", т.е. развернутее тот или иной конкретный национализм, тем четче и ярче проступают в нем родовые черты национального "изма". В пределе, в максимуме своего развития каждый из национализмов делается похожим на другой до неразличимости. "Отцы нации" потому так и не любят друг друга, что видят в другом двойника, да еще в крайне неприятном для себя, "разде том" виде. Отсюда также следует и то, что наиболее схожие национализмы будут и наиболее жестко сталкиваться. Логика саморазвертывания национального "изма" однонаправленна — к схватке за доминирование со своим антиподом-двойником.
* "Человек года" (1990) среди молдавских женщин — поэтесса Л. Лари в порыве националистического экстаза совершила обряд обручения с памятником Штефану Великому.
85
Далее необходимо отметить, что национализм, стремящийся переустроить обще ство по максимуму национальных и минимуму социальных координат, неизбежно ставит перед обществом завышенные, а часто и запредельные цели*. Но такие цели, вместо приближения к ним, только отдаляются, ибо применяемые средства всегда неадекватны и приводят к иным (зачастую — обратным) результатам. Приходится поэтому все время радикализировать методы, а значит, многократно усугублять положение дел. Фатальное рассогласование целей, средств и результатов — causa vera развертывания национализма.
Националистическое стремление как можно быстрее объективировать нацио нальный "проект" приводит к чрезвычайной субъективации всех общественных отношений. Основные сферы (экономическая и т.д.) теряют статус "основных" и начинают обслуживать потребности национального вопроса. Все переворачивается в таком обществе: в президенты попадают поэты и музыканты, экономика начинает работать на политические мифы и т.д. Тот же "советский" национализм оказался связанным с экономикой чисто отрицательным способом: он родился на волне кри зисных явлений в социально-экономической области, функционировал на основе разбалансированной, самоедской экономики, да и производил, в основном, лишь тотальное внеэкономическое перераспределение собственности в пользу "союзной" номенклатуры.
Показательно, что наибольшее разрушающее воздействие национализм оказы вает в сфере культуры, т.е. в той области, из которой он сам выходит (саморазруше ние). Нац"изм", возводя культурные различия в универсалии, начинает культиви ровать в национальной культуре "национальное" в ущерб "культурному". А это оборачивается двойным эффектом: 1) взаимосвязь различных национальных куль тур отныне осуществляется преимущественно на отрицательном основании (анекдот — сплетня — клевета — мордобой); 2) национализм попадает в им же расставленные ловушки: стремление к чрезмерной национализации собственной культуры не толь ко обескультуривает, но и денационализирует ее. У попавших в условия "чрезвы чайщины", готовящихся к войне и тем более у воюющих народов все снивелировано: один и тот же милитаризованный фасон и цвет одежды, один и тот же образ жизни ("карточная система" и т.д.).
* * *
Итак, объективация национального "изма" производит в общественном организ ме кардинальную перестройку: упрощается (примитивизируется) социальная структура, общественное сознание редуцируется до архаических форм и т.п. Порож дающая причинность перемещается в лоно субъективного фактора, так как с неко торых пор становится неважным вопрос о качестве и количестве причин, пробужда ющих (с точки зрения внутренней логики развития национализм не порождается, а лишь пробуждается к самостоятельной жизни) национальный "изм". Он обеспечи вает свое функционирование механизмом расширенного самовоспроизводства. Про исходит "нациофикация" всей общественной жизни. Политическое устройство сво дится к инверсии (в соответствии с установкой: "Мы жили под вами, теперь вы поживите под нами"). Таким образом, формы и этапы, тенденции эволюции и характер воздействия на общество национального движения (как внешней, явленной формы, национализма) почти один к одному коррелируют с природой, структурой и чертами национального "изма" как внутреннего содержания национализма.
1. Говоря откровенно. Заметки писателей о межнациональных отношениях. М., 1989, с.24.
2. Цит. по: Общественное движение на польских землях. М., 1988, с. 162.
3. "Коммунист Грузии", 1989, № 11, с. 11.
4. Рейх В. Массовая психология фашизма. — "Свободная мысль", 1992, № 10, с.117.
5. Ткачук Я. Украiнський нацiоналiзм. Прага, 1940, с.8.
6. "МолодежьМолдавии", 28.V.1993.
* Например, совокупный "советский" национализм поставил заведомо невыполнимую задачу: решить все национальные проблемы — проблемы всех народов — в первую очередь данного народа — в самые короткие сроки именно для этого народа.