Сайт портала PolitHelpПОЛНОТЕКСТОВОЙ АРХИВ ЖУРНАЛА "ПОЛИС"Ссылка на основной сайт, ссылка на форум сайта |
POLITHELP: [ Все материалы ] [ Политология ] [ Прикладная политология ] [ Политистория России ] [ Политистория зарубежная ] [ История политучений ] [ Политическая философия ] [ Политрегионолистика ] [ Политическая культура ] [ Политконфликтология ] [ МПиМО ] [ Геополитика ] [ Международное право ] [ Партология ] [ Муниципальное право ] [ Социология ] [ Культурология ] [ Экономика ] [ Педагогика ] [ КСЕ ] |
АРХИВ ПОЛИСА: [ Содержание ] [ 1991 ] [ 1992 ] [ 1993 ] [ 1994 ] [ 1995 ] [ 1996 ] [ 1997 ] [ 1998 ] [ 1999 ] [ 2000 ] [ 2001 ] [ 2002 ] [ 2003 ] [ 2006. №1 ] |
ВНИМАНИЕ! Все материалы, представленные на этом ресурсе, размещены только с целью ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права на размещенные материалы принадлежат их законным правообладателям. Копирование, сохранение, печать, передача и пр. действия с представленными материалами ЗАПРЕЩЕНЫ! . По всем вопросам обращаться на форум. |
Полис ; 01.10.1995 ; 5 ; |
136 Семинар
"ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ" КОРСИКАНСКОЙ АВТОНОМИИ
Г. В. Казанская
КАЗАНСКАЯ Галина Викторовна, науч ный сотрудник.
"Единая и неделимая" республика — это понятие, рожденное революцией 1789 г., до сих пор определяет административное, территориальное и в известной степени на циональное устройство Франции. Такой "якобинский" подход к государству означа ет: полную централизацию управления с максимальным сосредоточением власти в Париже; отсутствие административно-тер риториального деления по национальному признаку; соединение понятия подданства с понятием национальности. Любой гражда нин Франции считается по национальности французом, а не представителем того или иного этноса.
Долгие усилия жестко централизован ного государства привели к повальной "франкизации" национальных мень шинств, самобытность и культурно-лингви стические особенности которых никогда не признавались. Повсеместно — в администра ции, школе, церкви, военных структурах — господствует французский язык. Молодежь (за исключением сельской), как правило, не знает языка предков. Навязывание фран цузского языка и культуры достигалось во многом силой. Так, в школах (особенно это стало широко практиковаться после второй мировой войны) учителя, присылавшиеся из других департаментов, запрещали учени кам пользоваться местным диалектом даже между собой. За нарушение следовало стан дартное наказание — удар линейкой по рукам.
Значит ли все это, что проблема нацио нальных меньшинств во Франции исчезли? — Отнюдь нет. Особенно остро эти проблемы в наши дни проявились на Корсике, что объ ясняется совокупностью многих факторов — географических, историко-кулътурных, эт нических, демографических и, конечно, экономических. Достаточно сказать, что указанный регион оставался самым бедным во Франции, доход на душу населения в послевоенные годы был здесь примерно на треть ниже среднего по стране.
Являются ли корсиканцы французами? Вопрос не праздный, он во Франции и осо бенно на Корсике всегда стоял довольно ос тро. Напомним, что географически от Фран ции остров удален более, чем от Италии (170 км и 83 км). С XIV столетия Корсика
принадлежала Генуе. В XVII в. на острове началась война за независимость. Была про возглашена монархия, затем — республика. Национальный лидер Паскаль Паоли счи тал, что Корсика слишком мала, чтобы ос таваться независимой. Поэтому, когда Франция выкупила остров у Генуи (1768 г.), а затем дала корсиканцам те же права, что и жителям континентальной Франции (1789г.), Паоли отступил. После крушения конституционной монархии во Франции Паоли подарил Корсику Британской импе рии, в состав которой она недолго входила. Окончательно Корсика была присоединена к Франции в 1796 г.
Если считать всех родившихся на остро ве (или тех, у кого там родился отец), общее число корсиканцев составит 400 тыс. чело век. Две трети из них живут вне Корсики. Лишь 72% жителей острова являются его коренными жителями, остальные — иммиг ранты из Алжира и других бывших фран цузских колоний или иностранные рабочие (на Корсике насчитывается 13% иностран цев — самая высокая цифра во Франции). Корсиканцы постепенно утрачивают свою "чистокровность", 82% из них заключают браки с жителями континентальной части страны. Карьеру они делают во Франции беспрепятственно и в самых различных сфе рах, особенно на государственной службе*.
И тем не менее на Корсике развилось в наши дни одно из самых активных движе ний за автономию, использующее насильст венные методы. Из каждых 100 корсиканцев в начале 80-х годов десять высказывались за автономию, двое — требовали полной независимости. В значительной степени ос новой для недовольства являлись социаль но-экономические причины.
С тех пор, как остров был присоединен к Франции, он так по-настоящему и не на шел своего места в ее национальной систе ме. Республика действовала здесь не лучше монархических режимов — центр всегда проявлял колебания в выборе политическо го статуса для Корсики и фактически ми рился с ее экономическим застоем. Офици альная Франция не знала, какую из двух линий принять: просто распространить на Корсику все французские законы? или ис кать какой-то особый подход? У второй позиции есть то преимущество, что она позво ляет "сбагрить" корсиканцам их собствен ные проблемы. Но такая позиция шокирует часть общественности на континенте, кото рая не понимает, почему корсиканцы долж ны иметь право на какое-то особое к ним отношение, даже на то, чтобы им дали "их независимость"?
* Около 15% французских полицейских — корсиканцы.
137
Сменявшие друг друга в Париже прави тельства, не способные сделать принципи альный выбор, поддавались искушению не вмешиваться в ход жизни на острове. И лишь очередной взрыв насилия заставлял их действовать: прежде всего увеличивать поток субсидий и дотаций, дабы купить спо койствие корсиканцев. Но механическое со единение этих двух подходов — политиче ского и экономического невмешательства и финансового "орошения" — все больше и больше усугубляло нездоровую ситуацию. Жители острова теряли последнее уваже ние к Французской Республике. Ее все боль ше рассматривали как "корову", которую можно бесконечно доить.
Чтобы понять суть корсиканской про блемы, следует попытаться понять ментали тет корсиканцев. Прежде всего они гордятся тем, что являются корсиканцами. Это умо настроение рождает убежденность в том, что принадлежность Корсики к Франции — удача в первую очередь для Франции, а не наоборот. Во-вторых, корсиканцы в боль шинстве своем привязаны к родной земле сильнее, чем, быть может, жители других регионов Франции. У корсиканцев всегда в крови было и есть убеждение, что они со ставляют "корсиканский народ", хотя мно гим людям на континенте это казалось в лучшем случае удивительным, в худшем — несоразмерным с реальностью*. И, наконец, трагическая и беспокойная история острова сформировала общество сложное, закры тое, жесткое, не чуждающееся насилия и вместе с тем очень чувствительное к любой несправедливости.
Постепенно, с 60-х годов нашего века, поворот Корсики к внешнему миру ослабил тиски, подорвал былое равновесие, хотя не разрушил старого. В репрессивных фазах отношений между Корсикой и континен тальной Францией сменявшие друг друга министры внутренних дел страны смогли почувствовать силу традиционного "закона молчания" на острове.
Наиболее радикально настроенные кор сиканцы в начале 60-х годов были всего лишь регионалистами. В начале 70-х они стали автономистами. Скольжение корси канского общества в указанном направлении — в значительной мере результат того запоздалого шока, который был вызван вторжением темпов XX века в дедовски медленный ритм жизни на острове. Вслед за войной пришло обнищание, началась массо вая эмиграция. Однако вопрос об обособле нии почти не ставился — настолько силен был республиканский патриотизм корси канцев, тем более что патриархальные структуры островного сообщества сомне нию не подвергались. Эти структуры начали расшатываться с начала 60-x годов — с возникновением массового туризма, пересе лением на остров многочисленных сельских хозяев из Алжира, с проникновением на ос тров ценностей и соблазнов общества по требления. Кроме того, исход населения в предыдущие годы привел к демографиче скому спаду. На эту дестабилизацию многие корсиканцы начали отвечать требованиями обособления в различных формах. Промахи ряда французских правительств лишь оже сточали эти требования, которые стали под крепляться насильственными актами.
В 1984 г. социалист Пьер Жокс сменил социалиста Гастона Деффера на посту ми нистра внутренних дел. Ему понадобилось около двух лет, чтобы разобраться во всех сложностях корсиканской проблемы и осоз нать, насколько трудны пути разрешения их. После переизбрания на президентский пост в 1988 г. Франсуа Миттерана Жокс отправился на Корсику, а затем, заручив шись поддержкой президента, выступил с призывом "проявить чуткость" в отноше нии корсиканской проблемы.
Грубейшей ошибкой правительства со циалистов было то, что оно первоначально не прислушалось к мнению Жокса, посчи тало, что корсиканскую проблему можно решить "обычными", т.е. "пожарными" спо собами, проявляя "твердость". Когда на ос трове в начале 1989 г. вспыхнул конфликт чиновников, требовавших надбавки к жало ванию за "островное положение", Жокс был сторонником гибкой позиции. Премьер Мишель Рокар не разделял его точки зре ния. Опасаясь, что требования чиновников перекинутся на континент, Рокар повел де ло к тому, чтобы взять бастующих на измор. В конечном счете чиновники возобновили работу и назначенная им надбавка была гo раздо меньше той, на какую они претендо вали вначале. Но это не предотвратило на силие (в том числе попытку, правда, неудав шуюся, похитить префекта Верхней Корси ки). И главное — националисты вышли из конфликта окрепшими. Потеряв несколько месяцев, Рокар признал ошибку — согла сился, чтобы Жокс снова взял в свои руки решение проблем Корсики.
* В том числе с реальностью лингвистической: основным средством общения на Корсике являет ся французский язык, в 1980 г. только 10% школьников изучали корсиканский язык — как второй.
138 Семинар
Ключевым положением и программе Жокса стало определение "корсиканский народ", из-за которого вспыхнула острая полемика. Французам, сторонникам централизованной системы, это признание само бытности показалось недопустимой уступкой: а почему в таком случае нет понятий "бретон ский народ", "эльзасский народ" и т.д.?
В конце концов программа была сорвана, одновременно оказалось сорванным и пере мирие с сепаратистами. Рано утром 12 сен тября 1990 г. жителей Бастии разбудили взрывы бомб, подложенных к зданиям четы рех банков. За этим последовали еще два взрыва пластиковых бомб. Что же произош ло в подпольном движении за независи мость Корсики? — Оно начало свою парти занскую деятельность еще в середине 70-х годов, когда в Алерии были убиты два жан дарма, которые пытались освободить ферму француза-махинатора от захвативших ее "борцов за автономию". Именно тогда путем слияния двух старых движений —"Джусти ция Паолина" и "Корсиканский крестьян ский фронт освобождения" был создан "Фронт национального освобождения Кор сики" (ФНОК). Постепенно цели его стано вились все более конкретными: борьба про тив "колонизации" острова, в первую оче редь — туристической индустрии. Каждое лето сюда приезжают на отдых 1,5 млн. че ловек: туризм — основной источник богат ства и развития для Корсики. Но вот тут-то и возникают проблемы: структуры, необхо димые для "европейского курорта", почти полностью оказались в руках не коренных кителей, а "иностранцев" — французов и нефранцузов. Они заливают цементом пля жи, строят гостиницы и пансионаты, нару шая (часто — при соучастии местных вла стей) законы об охране окружающей среды, действуя вопреки всем правилам и нормам, которые соблюдаются, например, на Лазур ном берегу. Таким образом, появляется те невая экономика, при которой с острова уп лывают почти все деньги, выжимаемые у туристов. Расплачиваться же за все прихо дится исключительно рядовым корсикан цам. За тремя месяцами полной занятости следуют девять месяцев вынужденного без делья. Неорганизованный туризм является к тому же почвой для рэкета, для торговли наркотиками.
В июне 1988 г. центральным властям удалось достичь перемирия с ФНОК, запре щенного за пять лет до того; правительство объявило амнистию и обещало разработать программу развития Корсики, предоставив ей автономию, ФНОК же отказался от на сильственных действий. После срыва про граммы, разработанной Жоксом, за первы ми взрывами в сентябре 1990 г. по Корсике прокатилась целая волна террористических актов. Это, в свою очередь, привело к раско лу в рядах ФНОК на ненасильственное кры ло, выступавшее за сохранение перемирия, и сторонников вооруженной борьбы. Свои боевые акции они отличали буквой R — начальной буквой французского слова
Resistance — "Сопротивление". Но в то же время бунт приобрел более современные формы, приспосабливаясь к информацион ному обществу: не только надписи на стенах "Французы, вон!", но и пресс-конференции по телевидению. Вооруженные боевики в капюшонах объясняли перед телекамерой свои цели — освобождение Корсики от "ко лониальной эксплуатации", от "наступле ния цемента", от попыток превратить ост ров в "европейский курорт".
Националистические чувства, озабочен ность деградацией родной природы, воспо минания о прошлом величии, ощущение ос тровного одиночества, социальный гнев — таково пестрое сочетание "факторов" борь бы, в которую были вовлечены тысячи юно шей и девушек, людей более старшего воз раста. Большинство из них принимали то или иное участие в деятельности подполь ных корсиканских формирований. Но дейст вительно ли подпольных? "В определенной степени, — признавали местные должност ные лица, — наш остров — это своего рода большая деревня, где, в конечном счете, все узнают всё!". Трудно назвать "подпольны ми" группы, которые устраивали продолжи тельные и многолюдные пресс-конферен ции, которые действовали, опираясь на ак тивную поддержку населения, вербуя сто ронников в барах и храня оружие и взрывчатку в своих хозяйственных по стройках.
Террористические акты в начале 1991 г. (взрывы принадлежащей "чужакам" собст венности) возродили, особенно в Париже, забытые кошмары и страх, что корсикан ский знак "R" станет таким же зловещим символом насилия, как "ИРА" в Ольстере и "ЭТА" в Стране Басков, что развитие собы тий на острове пойдет по сицилийскому об разцу. Именно по такому образцу, ибо на Корсике активизация сепаратистского дви жения отнюдь не отменила старого закона кланов, по которому продолжают жить ма фиозные структуры. Хотя, конечно, Корси ка весьма далека от промышленно-финан сового уровня, достигнутого Сицилией. Здесь законы клана действуют в таких воп росах, как землепользование, крестьянская жизнь, собственность, кровная месть за на несенное оскорбление. На Корсике право вое государство — это "скорее цель, чем реальность", — признал генеральный про курор Бастии. Клановое мышление, "нор мальная" преступность, насилие как метод борьбы за свои права слились воедино на Корсике, создав горючую смесь.
Конец 1990 — начало 1991 г. ознамено вались расколом не только во ФНОК, но и в другом сепаратистском движении, где сто ронники вооруженной борьбы добились большинства и создали новую организацию — "Корсиканское движение за самоуправле ние". Таких образом, окончание перемирия совпало (или было им вызвано?) с расколом единства движения за независимость. Оно разделилось на четыре организации: две из них высказались за легальные политиче ские действия, а остальные — за вооружен ную борьбу.
139
На фоне обострения ситуации на остро ве своим чередом шли в Париже политиче ские баталии вокруг предложенной Жоксом программы предоставления более широкой автономии Корсике. Справедливости ради следует отметить, что шли они в условиях непонимания большинством французов требований корсиканцев. Вот как объяснил причину этого автор книги "Корсиканский комплекс" Г.-К.Кулиоли, сам корсиканец: "Существует глубокое культурное разли чие между областями Севера и средиземно морскими районами страны. Во Франции еще с эпохи крестовых походов возобладала культура Севера. К тому же это единствен ная европейская страна с очень централизо ванной системой, ее политические деятели никогда не понимали стремления к автоно мии. Именно поэтому требования корсикан цев постепенно приобретали все более ради кальный характер: от регионализма к авто номии и затем к движению за независи мость" (1).
Процесс обретения Корсикой автоном ного статуса занял немало времени (октябрь 1989 — май 1991 гг.), ибо он натолкнулся на ряд конституционных проблем: впервые часть территории метрополии должна была получить специфические институты, даже специфическое право.
Создавая новую территориальную адми нистративную единицу, Жокс ссылался на статью 72 Конституции, разрешающую об разование такой единицы, руководствовал ся примером Французской Полинезии — автономия в рамках республики, — чтобы обойти препятствие, каким стала бы необхо димость обосновать введение особых пра вил в "обычном" регионе. С другой стороны, подчеркивалась цель правительственного проекта — дать будущим корсиканским ав тономным институтам средства и рычага для того, чтобы помочь развитию экономи ки острова, на которой неблагоприятно ска зываются его географическое положение и демографический спад.
При разработке документа разверну лась напряженная борьба крайних точек зрения вокруг условий "территориальной связи", т.е. льготных тарифов морского и воздушного транспорта, связывающего ост ров с континентом.
Правительственный проект для Корси ки поднял вопрос, который всегда был пред метом спора между "якобинцами"- центра лизаторами и "жирондистами" — федера листами: допускает ли провозглашаемый в статье 2 Конституции принцип неделимо сти республики, чтобы какая-либо часть территории метрополии располагала специ фическими институтами?
Как и следовало ожидать, при обсужде нии в Национальном собрании наиболее ос трая дискуссия развернулась по первой, ос новополагающей статье законопроекта, да ющей определение понятию "народ". Перс пектива отклонения законопроекта явно не устраивала правительство, поэтому оно ре шилось пойти на некоторую уступку оппо зиции, внеся в указанную статью сущест венное дополнение о том, что корсиканцы являются неотъемлемой частью француз ской нации.
Важную роль в разрешении спора сыг рал Конституционный Совет — государст венный орган, контролирующий соответст вие проектов законодательной власти кон ституционным нормам. Совет заявил, что простое упоминание в законе о "корсикан ском народе" противоречило бы Конститу ции, согласно которой население республи ки представляет собой единый французский народ.
В итоге эта статья была одобрена (309 голосами, в основном социалистов и комму нистов, против — 263) в следующей форму лировке: "Французская Республика гаран тирует...корсиканскому народу — составной части французского народа — право на со хранение его культурных особенностей и на защиту его специфических социальных и экономических интересов,... если они не на носят ущерба национальному единству и це лостности Франции".
В 1991 г. Корсика становится новым территориальным образованием. Исполнительная и законодательная власти (Исполни тельный Совет и Собрание) здесь четко раз делены: если представители первой власти избираются в представительные учрежде ния, они не могут оставаться в исполнитель ных структурах. Исполнительная власть об ладает правом приостанавливать действие актов Собрания, продолжительность его сессии строго ограничивается. Собрание мо жет выводить в отставку Совет лишь при условии, что тут же изберет взамен его но вый состав. Однако у председателя Совета нет права распускать Собрание. Данное пра во принадлежит лишь французскому прави тельству, которое, в свою очередь, может воспользоваться им лишь в том случае, если "нормальное функционирование Собрания представляется невозможным". Таким обра зом, единственной гарантией стабильности власти в автономии может быть прочное большинство в составе Собрания.
Закон 1991г. обязывает центральные учреждения страны консультироваться с Собранием по всем вопросам, касающимся "специфического устройства" Корсики, оговаривает ее "культурную идентичность".
140 Семинар
Новый статус Корсики не идет ни в какое сравнение со статусом традиционных регионов Франции. Он соизмерим только с тем, каким располагает после принятия со ответствующего закона (1984 г.) Французская Полинезия. Однако между ними есть существенное различие. Заморская территория в Тихом океане обладает всеми пол номочиями, за исключением тех, которые ограничительно резервируются за французским государством. На Корсике же ситуация прямо противоположная: здесь территориальная власть располагает полномочиями лишь в тех конкретных вопросах, которые закон передает ей. Все другие остались в компетенции Парижа.
Разумеется, сама по себе автономия Корсики не может решить стоящих перед ней проблем. Она лишь создает новые воз можности для модернизации ее экономики, обновления политической культуры ее жи телей, формирования демократически ориентированной и социально ответственной местной политической элиты. Будут ли эти возможности реализованы? Это зависит от расклада политических сил во Франции, где либералы, выступающие за широкие ры ночные свободы, противостоят консерваторам-"государственникам", сторонникам традиционно сильной централизованной власти. Это зависит от зрелости политиче ских сил на самом острове.
На какое-то время после учреждения автономии на острове насилие там прекратилось. Но затем "доступ к рычагам власти и ее кормушкам привел к разброду в рядах националистов". Их движение ныне "грешит мафиозным уклоном", "законы на ост рове попираются чуть ли не каждым день" (2). Вкладываемые в корсиканскую эконо мику государственные средства использу ются во многих случаях неэффективно и часто просто разворовываются. Кровь снова льется на Корсике. С начала 1995 г. в столкновениях между корсиканскими националистами разного толка погибли уже более десяти человек, среди них — несколько руко водителей соперничающих организаций (3).
1. Цит. по: "Panorama". 20.I.1992.
2. Коваленко И. Остров белых варфоломеевских ночей. Французы видят нечто общее между Корсикой и Чечней. — "Известия", 25.VIII.1995.
3. Висенс Е. Насилие завоевывает остров Красо ты. Таким образом националисты пытаются компенсировать политические неудачи. — "Сегодня", 2.IX.I995.